Мощи Ярослава Мудрого: как они могли оказаться у американцев
2019-03-11 11:55:06
Фаина Шатрова

Зачем на Руси в первый день Великого поста полоскали рот водкой

После Масленицы православные начинали подготовку к главному событию — Христову Воскрешению. Первый день семинедельного Великого поста задавал тон, становился своеобразным стартом для катарсиса — очищения души и тела, перерождения, поэтому каждый старался в обязательном порядке выполнить все, что предписывалось традициями.

Чистый понедельник

Первый день Великого поста иначе называли Чистым, потому как полагалось не только приступить к очищению души, но и убраться в доме — «изгнать дух Масленицы». Особенно тщательно мыли посуду, стараясь удалить с нее все остатки жира, пережигали в печи, обваривали кипятком, натирали речным песком. В некоторых районах Руси в понедельник доставали специальную «постную» посуду, которая использовалась только в Великий пост и хранилась отдельно от остальной утвари в течение всего года.

Собирание косточек

С Чистого понедельника запрещалось употреблять скоромную пищу, поэтому все, что было недоедено в Масленицу, чаще скармливали скоту. Как пишет Михаил Забылин в книге «Русский народ», в Приволжском крае и других юго-восточных областях остатки масленичной снеди отдавали бедным калмыкам-кочевникам.

В некоторых регионах существовала традиция «собирания косточек», когда ватага ряженых ходила по домам, проверяла, насколько чисто все убрано, а заодно и реквизировала остатки «запрещенной пищи». Иногда в качестве ряженых выступали дети, которые с метлами и ухватами обходили крестьянские дворы с ревизией.

Одежда по-бедному

В первый день Поста было принято переодеваться в самую плохую одежду. Иван Шмелев начинает «Лето господне» описанием «выкуривания Масленицы»: с окон убрали шторы, в полов — ковры, мебель и картины зачехлили. Все домашние облачились в «затрапезные платья с заплатками», да и мальчику, от лица которого идет повествование, велели надеть «курточку с продранными локтями». Такую одежду «по-бедному» по традиции носили до самой Пасхи.

Тужилки по Масленице

В первый понедельник Великого поста справляли «тужилки» по Масленице. Символические поминки превращались в прощание с праздничным разгулом, чревоугодием, весельем. Традиции предписывали исключить из жизни все, что мешало сосредоточиться на подготовке к Великому посту — скоромную пищу, песни, развлечения.

Символические «похороны Масленицы» прослеживаются в традициях Владимирской губернии, где с вечера Прощеного воскресенья зеркала завешивались так, подобно в доме лежал покойник. Смотреться в зеркало в первый день Поста запрещалось. В народе говорили: «Посмотреться в Чистый понедельник в зеркало, все одно, что поглядеть на покойника».

Полоскозуб

Чистый понедельник также называли Полоскозубом из-за традиции «прополаскивать» в этот день зубы водкой. Этот обычай предполагал очищение полости рта от съеденной скоромной пищи. В народе верили, что «у кого скором в зубах навязнет, тот чертей будет во сне видеть». В первый день Поста разрешалось напоследок «принять на грудь», хотя, по наблюдениям Н. Дубровского, «некоторые полоскали рот очищенной» всю первую неделю Поста.

Несомненно, что «полоскание» имело практическое значение — всю масленичную неделю русские, особенно мужчины, налегали на алкоголь, поэтому опохмел и для здоровья был полезен, и традиции не нарушал. А чтобы уж точно иметь «законное» оправдание, «пропивали» детей — договаривались о предстоящих свадьбах.

В Саратовской губернии проводы Масленицы начинались в Прощеное воскресенье и плавно перетекали на Чистый понедельник, но катание на лошадях, поедание разносолов и выпивку полагалось завершить в первой половине дня, до похода в баню. Там больше очищали не тело, а душу, готовя ее к походу в Церковь и к вечерней исповеди.

Лошадь в штанах

Интересная традиция существовала в Вятской губернии. Там после бани шли в стойло и надевали штаны на лошадь. Тем самым супруги подчеркивали, что пробудут «чистыми» весь Великий пост, отказавшись от обязанности воспроизводить потомство вплоть до самой Пасхи.

Волочение колодки

При описании русских весенне-летних обрядов В. Соколова упоминает, что в юго-западных регионах Руси существовала традиция «привязывания колодки». Она символизировала наказание для тех, кто не женился (вышел замуж) вовремя. Иногда колодку привязывали не потенциальным молодоженам, а их родителям — также в наказание, что они не поженили детей во время Мясоеда.

Собравшиеся на «полоскание зубов» парни и девушки привязывали к ногам сверстников колодку (полено, щепу, реже — ленту, платок или цветок) и заставляли «волочить» ее (носить) до тех пор, пока наказанный не откупался. Для избавления от колодки он должен был купить выпивку «для полоскания» или «расплатиться» сыром, маслом, яйцами.

В Курской губернии колодку-полено привязывали к ноге только холостых парней. Носить «метку» нерасторопный или неудачливый жених должен был первые три дня Великого поста или до тех пор, пока не откупался «шоколадом или одеколоном». В Калужской области «волочить колодку» в Чистый понедельник заставляли всякого неженатого или незамужнюю — и парня, и девушку.

Вытрясание блинов

Кулачные бои были традиционной забавой масленичной недели, но иногда их устраивали и в Чистый понедельник. Кулачные бои преследовали ту же цель, что и «полоскание» — очиститься, «вытрясти» все, что наедено и выпито за разгульные семь дней Масленицы. В Тульской губернии устраивали «вытрясание блинов», а в Вятских областях — «выколачивание лепешек».

Вождение козы

Одним из ритуальных обрядов Чистого понедельника на Нижегородчине было «вождение козы». Украшенную цветочными венками и лентами козу водили по улицам, тем самым притягивая хороший урожай в наступающем году. Коза у славян была не только символом плодородия и богатства, но и считалась любимым животным домового и служила оберегом от злых духов. Поэтому в хлеву обязательно старались держать одного козла (лучше белого), чтобы домовой не подпортил коровье молоко и не навредил лошадям.

Сухоястие

На большей части Руси первый день Поста был особенно строгим и назывался «сухоястие». Считалось, что «ничто нечистое не должно ни входить в уста, ни выходить из них». Посему не разрешалось варить и жарить, то есть употреблять горячую пищу. День проводили на тертом хрене с квасом и солью. При встрече люди поздравляли с началом Поста словами: «Здорово заговелись на хрен, на редьку, на белую капусту».

Читайте наши статьи на Дзен

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: