Разделение храма на мужскую и женскую половины: почему так больше не делают
Приходя на службы в православные храмы, неофиты могут неожиданно для себя обнаружить, что внутреннее пространство храма делиться на две одинаковые половины. На правой, согласно канонам, должны стоять мужчины, а на левой, отдельно от них, – женщины. Есть и еще одно правило – мужчины, подростки и мальчики, во время молитвы должны стоять впереди, а женщины с маленькими детьми – позади. Подобное разделение семей удивляет и вызывает недоумение. Однако этому есть несколько объяснений.
Это дань традиции
Изначально богослужение в христианских общинах складывалось на Ближнем Востоке, у народов которого в домах существовало, а во многих местах и до сих пор существует, разделение на мужскую и на женскую половины. Считалось, что так мужчины и женщины могут полнее выразить себя. Но было это связано и с подчиненным положением женщины – ей не дозволялось заходить на половину мужа.
Традиция разделения на половины была перенесена и в пространство храма. Например, в Византийской империи внизу могли стоять только мужчины, а для женщин устраивались хоры, идущие по периметру храма.
Разделение храма пришло на Русь «от ромеев» и очень строго сохранялось вплоть до революции 1918 года.
Сейчас подобное разделение не является строго обязательным, хотя в тех храмах, где батюшки строго чтут традиции, такое практикуется до сих пор. Например, прихожане воронежских Покровского и Благовещенского соборов уверяют, что у них на службах чтут древнее правило, и мужчины стоят отдельно от женщин, оставляя свободным проход от дверей соборов к Царским вратам.
Древнюю традицию чтут и во многих монастырях России, в храмах которых проводятся службы – это позволяет отделить монахов от прихожан противоположного пола и таким образом сохранить благочестивость.
Дань традиции хранят и во многих храмах на территории Сербии. Более того, в них даже существуют перегородки, за которыми женщины могут молиться отдельно от мужчин. Разделение храмов на две половины сохраняется и в современной коптской церкви.
Это дань благочестию
Есть и другое объяснение – что разделение православного храма на две половины – мужскую и женскую носит прежде всего благочестивый характер и призвано, во-первых, дать понять супругам, что в храм они ходят, чтобы молиться Богу, а не отвлекаться друг на друга. А во вторых, разделение существует для того, чтобы мужчины не прельщались женской красотой и яркими нарядами и не отвлекались от молитвы.
Это наказание Евы?
Некоторые люди объясняют то, что женщины должны находиться в храме отдельно от мужчин да еще на левой стороне грехопадением человека, в котором первая женщина – Ева принимала самое непосредственное участие. И теперь она якобы наказана за это не только физиологией и страданиями, связанными с продолжением рода, но и «левой» стороной храма, а также тем, что женщины последними причащаются Святых Даров. Первыми идут младенцы, за ними – мужчины и отроки, и только потом – женщины. Правда, таким богословам можно возразить, что левая половина православного храма никак не может быть хуже или лучше правой. Они одинаковы. Но очередность причастия все же говорит в пользу подчиненного положения женщины.
Вытекает из очередности причастия?
Из очередности причастия вытекает и еще одна причина разделения храма на половины – обычно очередь к священнику, держащему потир, выстраивается справа – первыми причащаются дети, затем – мужчины, которые стоят справа и постепенно переходят на левую сторону храма, и только потом за ними причащаются женщины. То есть разделение храма позволяет не толкаться и спокойно подходить к чаше.
Известный проповедник священник Дмитрий Смирнов отрицательно относится к тому, что древняя традиция в современной православной церкви почти не соблюдается. Возможно, это связано с тем, что мужчины теряют лидирующую роль в обществе, считает протоиерей. Он называет разделение весьма полезным в деле воспитания молодых людей: «Это хороший воспитательный момент, в том числе и для женщин», ведь мужчины должен понимать, что он мужчина, а женщина «должна знать свое место».
Но, возможно, утрата традиции связана и с тем, что христианство, как учение, обращенное прежде всего к мужской части человечества, на самом деле сдает позиции, ведь во многих храмах России мужскую половину занимают женщины и старушки, которые в отличие от мужчин, посещают службы. Мужчин в храмах крайне мало. Но там, где они есть, традиция начинает возрождаться как бы сама по себе.