Мощи Ярослава Мудрого: как они могли оказаться у американцев
2019-06-06 12:20:14
Константин Дмитриев

В каких случаях патриарха Кирилла называют Владимиром Михайловичем

Издревле духовенство было обособленной от всех остальных людей группой со особыми стандартами поведения, одежды, речи. Как и в других конфессиях, в православии жизнь священника – это жизнь, посвященная выполнению особой миссии — служению Богу. Монахи  отрекаются от мирской (т. е. гражданской) жизни, личных амбиций и всего своего личного имущества. К тому же, при пострижении человек обновляет свою личность — оставляет свое прежнее имя и принимает новое, с которым он и должен пройти по своему иноческому пути.

В православии существует традиция, в соответствии с которой патриархом и вообще епископом может быть лишь монах. Нынешний патриарх Московский и всея Руси был наречен Кириллом, когда его постриг в монахи в 1969 г. митрополит Ленинградский и Новгородский Никодим (Ротов). С тех пор к нему почти никогда не обращаются по имени, данному ему при рождении – Владимир Михайлович Гундяев.

Как пишет митрополит Иларион (Алфеев) в книге «Во что верят православные христиане», монашеская миссия и их обеты концентрируются вокруг трех основных добродетелей: послушание, нестяжание и целомудрие. Не будучи привязанным ни к чему мирскому (включая старые привычки и имя) и стремясь соединиться душой с Богом, монах может обрести «евангельскую легкость духа». По идее, молитва и труд составляют отныне основное содержание каждого дня. Даже став патриархом, Кирилл должен следовать этим обетам и вести скромный аскетический образ жизни.

Конечно, современная бюрократия и развитие технологий вынуждают даже монахов (а тем более священников высокого ранга вроде епископов и самого патриарха) время от времени сталкиваться с «мирской суетой» и использовать свое настоящее гражданское имя. До ХХ века с его массовой паспортизацией и глобализацией монашествующих от этого избавлял обет нестяжания – если нет имущества, то и не надо его регистрировать, а значит, не нужно использовать старое имя и вообще контактировать с гражданскими чиновниками. Как тогда, так и сегодня патриарху практически ничего не принадлежит – все, чем он пользуется (к примеру, богатые резиденции и шикарные автомобили), являются собственностью РПЦ.

Однако государство не может не платить патриарху (и другим священникам в соответствующем возрасте) пенсию. Патриарх Кирилл получить ее не может, а вот Владимир Михайлович Гундяев с гражданским паспортом – пожалуйста. Паспорт и указанное в нем имя нужны и для других бюрократических процедур, например, во время путешествий при заказе билетов или гостиничных услуг. Вновь становиться Владимиром Михайловичем приходится патриарху Кириллу и в том случае, если ему понадобится оплатить медицинские или государственные услуги для себя лично или кого-либо еще, а также если он станет вести судебную тяжбу: не может же судья, даже если он читал книгу епископа Марка (Головкова) «Церковный протокол» (2007) величать патриарха «Ваше Святейшество» или «Святейший Владыка» в соответствии с правилами этого самого протокола.

Не только официальные представители государства или бизнеса иногда зовут патриарха Владимиром Михайловичем, но и, к примеру, воинствующие атеисты, демонстративно игнорирующие церковные нормы. Так, журналист и известный антиклерикал, Александр Невзоров, в своих публичных выступлениях регулярно называет патриарха Кирилла либо «Кирюшей», либо просто «Володей Гундяевым». Но вообще, даже если вы атеист, лучше называть патриарха или других церковных иерархов в соответствии с их саном, так как монахи, отрекшись от греховной мирской жизни, стремятся с ней не соприкасаться и принимают церковную идентичность, которая в их сознании занимает доминирующее положение. В случаях, когда атеист находится на территории церкви, то уместно обращение к священнику по церковному этикету; конечно, если только личные отношения со священником не позволяют вам обратиться к нему по настоящему имени. На всякий случай: практически универсальными является обращение «отец» (а к некоторым монахам – «честной брат»), допустимо неофициальное «батюшка» и «сестра» или «матушка» при обращении к монахиням.

Читайте наши статьи на Дзен

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: