Почему православным не следует путать почитание святых с поклонением им
Традиция почитания святых берет свое начало в раннем христианстве – первыми почитаемыми святыми стали растерзанные за веру мученики, тела которых верующие выкупали, хоронили их с почестями как героев, не предавших Христа, и служили на их гробницах Божественные Литургии.
Поскольку «у Бога все живы», постепенно сложилась традиция молитвенного почитания святых, обращения к ним с просьбой в трудной жизненной ситуации. Вряд ли такой обычай возник, если бы в православии постоянно не происходили чудеса на могилах и мощах святых мучеников.
В связи с этим почитание святых стало повсеместным. Например, итальянский городок Бари стал известен во всем мире благодаря мощам Святого Николая Чудотворца, которые покоятся в Базилике и к которым каждый год съезжаются миллионы паломников. А Святого Георгия почитают как заступника России, покровителя Москвы и воинов.
Частицы мощей святых почти всегда стараются заложить в основание храма при его освящении. А в средневековой Руси со святыми умудрились связать даже народные приметы и посевной календарь.
Но можем ли мы, обращаясь с искренней молитвой к святому, совершить какую-нибудь ошибку? Оказывается, можем.
Не поклоняться, а почитать
Нельзя ставить святого на место Бога или даже какого-то божества более низкого ранга – они не боги, они люди, которым Господь отверз врата Рая и даровал возможность слышать нас и помогать нам. Следует помнить – православные верующие поклоняются Богу-Творцу, а святых – почитают, как покровителей и наставников, по чьим молитвам Господь может даровать нам милость или явить чудо.
Не посредники, а покровители
Большой ошибкой было бы считать святых некими «посредниками» между людьми и Богом. Святой Иоанн Дамаскин, живший на рубеже VI и VII веков в Сирии, специально указывал, что святые, которых почитают христиане, стали такими не сами по себе, а потому, что Бог «прославил их и сделал благодетелями для приходящих к ним с верою». Он же говорил, что почитать их следует как рабов Божьих, любящих Его и соработающих Ему, ведь «сам Царь относит к Себе почитание, когда видит, что почитают любимого Им человека не как Царя, но как послушного слугу и благорасположенного к Нему друга».
Суевериям здесь не место
Почитание святых иногда доходит в сознании малограмотных людей до таких пределов, когда они начинают связывать с ними различные суеверия. Например, считают: раз не поставил свечу перед иконой святого или не помолился ему, следовательно, не повезет или произойдет что-то плохое. Делать так – значит впадать в суеверие и нарушать этим суеверием первую заповедь Бога, которая звучит так: «Аз есмь Господь Бог твой; да не будут тебе бози инии, разве Мене». Если присутствует страх или волнение, что что-то пойдет не так, следует прежде всего молиться Богу – он Создатель и Творец, как Он захочет, так и будет.
Священник из Санкт-Петербурга Константин Пархоменко в своих интервью указывает, что в отношениях между Богом и человеком подобный магизм недопустим, такое отношение к Богу «недостойно христианина».
Они не обижаются
Бывает, что у православных верующих появляется несколько любимых святых, которым они молятся, и возникает чувство, что другие святые могут каким-то образом обидеться, если им не уделять внимания – например, не приложиться ко всем иконам в храме или не поставить перед каждой из икон свечу. Это —тоже проявление некоего магизма, которого следует избегать всеми способами – исповедью, молитвой и причастием. Святые не могут обидеться просто потому, что находятся во всей полноте пребывания с Богом, где греховным чувствам нет места.
Они все равны
Иногда от верующего можно услышать рассуждение, что одни святые – «сильные», а другие (в основном, местночтимые) – не такие «сильные», «слабые», «не помогают». Таких понятий в православии не существует. Чудо может произойти от капли святой воды или масла, от крохотного цветка, много лет назад освященного на мощах святого. А можно уставить весь дом ковчегами с мощами святых, но чудо не свершится, если человек не станет стремиться к Богу всей душей и сердцем, а его молитва останется автоматическим повторением знакомых слов.
Подобное не всегда лечится подобным
Ошибку совершают и те, кто чересчур увлекается молитвами по определенным случаям определенным святым; иногда составляют целые списки – кому и о чем молиться. Доходит до абсурда: от головной боли начинают молиться Иоанну Предтече, которому, как известно по Евангелию, отсекли голову.
Некое рациональное зерно в традиции присутствует (если святому при жизни был дан дар, то и после смерти этот дар у него не отнимается), но возводить её в абсолют не стоит. Действительно, людям проще молиться тем святым, которые им близки. Воин молиться Георгию Победоносцу, который был воином, или святому Ивану-воину, путешествующий – Николаю Угоднику, который явил чудо на море, утишив бурю, Богородице молятся женщины надеясь на благополучные роды, Святого Уара просят о душах грешников, а Флора и Лавра – о заболевших животных. Но увлекаться подобным разделением и молиться от нашествия гусениц одному, святому, а при нашествии колорадских жуков – другому не стоит и даже грешно, потому что человек начинает впадать в язычество.
Святой не должен заслонять Бога
Самая большая ошибка, которую может допустить верующий человек – это когда святой заслоняет собой Бога. Сами же святые еще при жизни были категорически против подобного и отдали жизнь служению Христу, соблюдению заповедей и непрестанной духовной работе над собой. Почитая их, следует помнить об этом.
Читайте наши статьи на Дзен