Россияне или инородцы: на что имели право креолы в Русской Америке
Креолы – потомки русских переселенцев, вступавших в брак с представителями местного населения Америки — осваивали просторы континента наравне с русскими колонистами.
Их часто воспитывали в среде коренных жителей, чтобы они узнали их обычаи, языки и стали связующим звеном между русскими и коренными американцами, стали залогом стабильной социально-экономической обстановки в регионе. Чиновники Русско-Американской компании (РАК) делали ставку именно на них, считая, что заселять Америку русскими переселенцами слишком дорого.
Креолы на службе Российско-Американской компании
Уже в 1821 году в уставе Российско-Американской компании было закреплено положение, согласно которому креолы приравнивались в правах к поданным России, могли получать чины и звания и наниматься на работу.
Однако, как указывает в своем труде «Туземцы-толмачи в Русской Америке» Андрей Вальтерович Гринев, креолы часто попадали в зависимость от РАК. Они служили там толмачами (переводчиками), проводниками, штурманами, охотниками-промысловиками и торговцами. Работа в РАК давала креолам преимущества: обучение грамоте, стабильный доход, снабжение продуктами, награды. Особо сообразительных креолов компания посылала учиться ремеслам в Охотск или в Санкт-Петербург.
Например, креол Ларион Архимандритов 1837 года рождения окончил петербургскую школу торговых мореходов и ходил на торговых судах штурманом по Тихому океану. В Петербурге получил образование и креол Илья Чеченев, который стал корабельщиком. Часто креолы шли в разнорабочие, байдарщики, приказчики, матросы, некоторым удавалось выбиться в бухгалтеры, учителя и фельдшеры.
Работа в РАК давала стабильность, возможность сделать карьеру, но она же фактически лишала свободы. Креол не волен был просто так покинуть рабочее место, он должен был служить там, куда его пошлют, и выполнять те обязанности, какие скажут; он зависел от прихотей начальства и в любой момент мог пострадать от доноса. Физические наказания для простых людей в XIX веке были распространены, а оставивший место работы считался бродягой и ему грозила порка.
Судьба многих креолов фактически зависела от чиновников РАК. Например, после продажи Соединенным Штатам русских владений в Америке чиновники РАК, вероятно, из «экономии» или же по халатности «забыли» на Алеутских островах 100 человек. Многие из них были креолами, в связи с чем приказчики РАК, очевидно, не опасались наказания за возможную гибель брошенных. Так, например, был «забыт» штурман Архимандритов. О судьбе этих людей ничего неизвестно.
У креолов тоже были права!
Чтобы попасть на работу в РАК, креол должен был быть православным, грамотным, знать в совершенстве русский язык и проявлять недюжинные личные качества — ум, смекалку, смелость.
Достойными доверия признавались креолы, рожденные в официальном, венчанном браке. На национальность матери внимание не обращали, а дочь-креолка могла выйти замуж за купца или за морского офицера, стать акушеркой или сестрой милосердия. Фактически креолы были приравнены к русскому населению метрополии.
Как указывает в работе «Правовое положение креолов в Русской Америке» юрист Елена Евгеньевна Кряжина (Степанова), креолы стояли на одной социальной ступени с мещанами и имели право на покровительство Российской империи, как и остальные жители государства. Фактически они стали особым, «промежуточным» сословием между туземцами и русскими. Есть предположение, что правительство намеревалось изрядно «разбавить» коренное население Алеутских островов и Аляски, поощряя браки с русскими и надеясь на постепенное «обрусение» в будущем эскимосов, алеутов и индейцев.
К креолам причисляли и детей от браков креолов с русскими или от браков креолов с местными жителями. В 1821 году креолов в РАК насчитывалось 300 человек: 180 мужчин и 120 женщин. В 1822 году их было уже 553 человека, в 1849 году – 1562, а в 1863 году – 1989. Несмотря на то что численность креолов выросла в шесть раз, метисация проходила медленно – коренных алеутов все еще оставалось около 5 тысяч человек. Власти стремились стимулировать процесс: креолы в отличие от алеутов и индейцев не облагались налогами, освобождались от податей и повинностей.
В случае, если креолы обучались в России за счет Российско-Американской компании, то они были обязаны прослужить в РАК 10 лет; те же, кто учился на месте, вынуждены были отрабатывать дольше – 15 лет. Однако закрепление за компанией не было вечным. По окончании срока отработки креол имел право остаться в колониях и заняться тем промыслом, к которому имел склонность; или же мог выехать из колоний на Большую землю – на территорию Российской империи.
Несмотря на различные преференции, которые давала служба в РАК: вознаграждение, подарки, снабжение – большинство креолов старались не связываться с компанией, а жить своим трудом и селиться на Алеутских островах подальше от начальства. Они оставались вольными жителями колоний и находились на попечении колониальных властей, которые должны были следить за тем, чтобы подданные не нуждались, не голодали и хорошо одевались. Очевидно, этого достичь удавалось не всегда, так как в Новоархангельске периодически случались голодные зимы.
Если креол хотел покинуть колонии, РАК была обязана выдать ему «путевое содержание». Однако однажды въехав на территорию Российской империи, креол лишался права требовать от РАК пособий на жизнь и должен был искать средства к существованию самостоятельно. Известно, что подобную возможность переселения иногда использовали и индейцы. Например, индеец из цимшиан Нахусейнацк (Василий Сивцов) после долгой службы штурманом на кораблях РАК за смелость и верность был пожалован медалью и уехал жить в Иркутск.
Со временем предполагалось, что креолы станут полноценными подданными Российской империи и им будут доступны все сословные привилегии (по отцовской линии), а также право наследования имущества, земли и даже островов.
Читайте наши статьи на Дзен