Почему русские боялись людей со сросшимися бровями
Хоть и было среди русских красавиц множество обладательниц «соболиных бровей», сросшиеся брови у древних славян не встречались. Если в культурах других народов эта особенность считалась привлекательной чертой как мужчин, так и женщин, то у наших предков «волчий взгляд» вызывал чувство опасности. Почему же русские так сторонились людей «бровьми союзных»?
Звериный след
Славяне испокон веков верили в мифических существ, главные роли которых доставались тотемным животным. Так, главной опасностью леса наши предки считали волколака («вовкулака» в южных регионах) — человека, способного перевоплощаться в волка. Славяне не сомневались в том, что под личиной хищника скрывались колдуны и ведьмы, которые использовали волчье обличье со злыми помыслами..
Причем же здесь сросшиеся брови, подумаете вы. Ответ на этот вопрос дает отечественный филолог и фольклорист А.Н. Афанасьев в своем труде «Славянская мифология»: «О вовкулаке рассказывают, что когда он показывается в человеческом образе, то отличительной его приметой бывают сросшиеся вместе брови». Поэтому, встретив человека со сросшимися бровями, славяне старались держаться от него подальше. Никто не хотел стать жертвой пожизненного заклятья, которое мог наложить на несчастного разгневанный колдун. Особенно опасались этого непрошенного гостя на свадьбах. Многие предания гласили, что обиженная ведьма могла наведаться на пир молодоженов и превратить их вместе с гостями в стаю волков.
Связь с инородцем
Как уже было упомянуто выше, для некоторых культур сросшиеся брови были национальной особенностью. Поэтому русские с помощью этого внешнего признака без особого труда могли определить представителей кавказских, арабских и еврейских народностей. Но как бы ни были притягательны иностранцы, славянские девушки старались обходить их стороной.
Дело в том, что после установления христианства на Руси, церковью возбранялись браки между православными и иноверцами. Русские старались не родниться с иноземцами и кочевниками, осуществлявшими набеги на их земли. Исключением были княжеские браки, которые нередко заключались с целью установления союзных отношений между враждующими державами. Известным примером такого случая может послужить женитьба князя Юрия Долгорукого на дочери половецкого хана Аепы Осеневича. От этого брака родился святой князь Владимирский Андрей Боголюбский.
Читайте наши статьи на Дзен