Казачьи регалии: почему кубанские казаки поклонялись солонке
Мало найдется людей, которые так же бережно, как казаки, сохраняют свои традиции. И среди этих традиций – почитание казачьих регалий и реликвий, передаваемых из поколения в поколение.
Что такое казачьи регалии?
Регалиями называют символы власти монарха – корону скипетр, державу. В среде казачества регалиями еще в XVIII веке стали называть предметы, являющиеся знаками монаршей милости. С тех самых пор, как разрозненные казачьи отряды стали переходить на службу к русскому царю, в войсковых центрах и станицах стали появляться жалованные государем знамена, грамоты, хоругви и другие предметы, которые бережно хранили, как правило, в храмах, почитали святынями и в дни больших праздников выносили на всеобщее обозрение.
Донские, кубанские, уральские, астраханские и другие казаки имеют свои реликвии и регалии, судьба которых так же причудлива и драматична, как драматична судьба всего казачества.
Войсковые казачьи регалии
Кубанское казачество является правопреемником Запорожской сечи. Когда Екатерина Великая упразднила его, часть казаков отправилась к туркам. А оставшиеся – «верные» — были переформированы в Черноморское казачье войско и переселены на Кубань, став ядром будущего Кубанского казачества. Казаки Кубани имели целый ряд собственных регалий, среди которых царские жалованные грамоты, печати, бунчуки, трубы и литавры, солонка, подаренная Екатериной Великой, мундир Александра II и другие предметы. В книге Н.А. Корсаковой «Регалии кубанского казачества и их судьба в XX веке» можно прочесть, что до XX века все это хранилось в Екатеринодаре (сейчас Краснодар) при войсковом штабе. При отступлении Белой армии из Екатеринодара регалии были увезены. До недавнего времени часть из этих предметов находилась в США, где их сохраняли потомки кубанских казаков, эмигрировавших из России. В 2011 году по сообщениям РИА «Новости», регалии вернулись в Краснодарский край. Среди возвращенных предметов – жалованная грамота Екатерины II и печать Черноморского войска.
Свои священные реликвии имеет и Донское казачество. В книге И.П. Харитона «Высочайшие грамоты и регалии, пожалованные Войску Донскому» можно найти список этих регалий, самые ранние из которых – знамена из тафты, пожалованные казакам первыми русскими царями из династии Романовых – Михаилом Федоровичем, Алексеем Михайловичем и Федором Алексеевичем. Имеются в этом перечне и царские грамоты, бунчуки и значки с изображениями царского герба.
Астраханское казачество также располагало собственным собранием священных регалий. В статье В.В. Скворцова «Историко-статистический очерк Астраханского казачьего войска» можно найти их перечень. В нем знамена, хоругви, портрет цесаревича Николая Александровича с дарственной надписью и т.д.
Святыни донского и астраханского казачества в настоящее время утрачены, однако краеведы полагают, что, по крайней мере, некоторые из них сейчас находятся в Сербии и Болгарии, куда эмигрировали после Гражданской остатки казачьих войск.
Донская икона Божией Матери
Разумеется, среди главных святынь казачества – иконы. И в особенности, иконы Богородицы. Одной из самых почитаемых является образ Богородицы «Донская». По преданию, этот образ был создан великим иконописцем Феофаном Греком и поднесен казаками из городка Сипотина самому князю Дмитрию Донскому перед знаменитой битвой на Куликовом поле. Икона долгое время хранилась в Благовещенском соборе Московского Кремля и почиталась чудотворной. Храмы и монастыри на Дону и в других регионах, населенных казаками, стремились иметь у себя список этого образа. В настоящее время икона хранится в Третьяковской галерее.
Знамя Ермака
Эта реликвия относится к разряду наиболее распространенных казачьих регалий. Как известно, у русских государей было в обычае жаловать казаков специально для этой цели изготовленными стягами. Покоритель Сибири Ермак Тимофеевич также был, по легенде, пожалован собственным знаменем.
Правда, не все с этим знаменем ясно.
Прежде всего, какое именно из нескольких знамен, приписываемых дружине Ермака, следует считать подлинным?
В настоящее время в Оружейной палате хранятся три артефакта, которые по традиции называют «знаменами Ермака». Это полотнища более трех аршин (около 2 метров) в длину. На одном из них изображена сцена из Ветхого Завета – с явлением архангела Михаила Иисусу Навину – на других можно видеть льва и единорога. Однако, историк Р.Г. Скрынников считает, что эти знамена гораздо «моложе» эпохи Ермака и относятся к концу XVII века. В пользу принадлежности дружине Ермака говорит «сибирское происхождение» знамен – они попали в Оружейную палату из Тобольска, где хранились в одном из храмов.
Кроме того, в Омске до самой Гражданской войны в Никольском соборе хранилась главная реликвия сибирского казачества – знамя Ермака. На нем были изображения Архангела Михаила и святого Дмитрия Солунского. К слову сказать, Дмитрия Солунского считали своим покровителем купцы Строгановы, «спонсировавшие» поход Ермака в Сибирь. Это знамя исчезло при отступлении белых из Омска. В статье журналиста С. Наумова, опубликованной в омском издании «Коммерческие Вести», можно прочесть, что по одним сведениям знамя было доставлено эмигрантами в Китай, где следы его потерялись, по другим – сгинуло во время «ледяного похода» Каппеля.
Читайте наши статьи на Дзен