Александр Невский и Иннокентий IV: о чем русский князь писал Папе Римскому
Александра Невского традиционно представляют поборником православия. Но сохранились свидетельства его «переписки» с главой католической церкви Иннокентием IV. Историкам не составило большого труда разобраться, кто отправил первое послание, с какой целью и чем закончился диалог.
Яблоко от яблони
Несколько обращений Иннокентия IV и ответы Александра Невского сложно назвать перепиской. История сохранила всего три документа, подтверждающих контакты между русским князем и понтификом. Суть обращений папы излагается в его буллах. Слова Александра Невского цитируются в его Житии.
Первое послание понтифик отправил русскому князю в конце января 1248 года. Как пишет в статье «Два неудобных факта из биографии А. Невского» А. Горский, папа предлагал князю «присоединиться к католической церкви» по примеру его отца – Ярослава Всеволодовича. Тот приезжал в Каракорум в качестве признанного Батыем «старейшего» из русских князей. Со слов папского посла при монгольском дворе Плано Карпини, Ярослав якобы изъявил желание перейти в католичество. По крайней мере, именно такие итоги встречи передал посол папе. Существует версия, что Ярослав даже крестился по римскому обряду.
С начала 1248 года (или даже с конца 1247) Александра в Новгороде не было. Он уехал вслед за братом Андреем в Орду. Предположительно послы отыскали братьев Ярославичей где-то в монгольских степях летом 1248 года. Тогда и передали первое послание. Александр к тому времени еще не доехал до Каракорума и не знал, какие условия предложат ему монголы.
Пока папские послы рассыпались в хвалебных речах в адрес Александра, он, вероятно, вспоминал обстоятельства скоропостижной кончины отца. Именно в ту злополучную поездку в сентябре 1246 года, когда отец якобы отрекся от православия, Ярослава отравили в Орде по поручению Дорегене — вдовы монгольского хана Угэдэя. Следом она потребовала Александра явиться, но тот наотрез отказался. Весть о том, что Ярослав принял католичество, но скончался, а новый князь не желает вступать в переговоры с Ордой дали папе надежду и мотивировали направить Невскому первое послание.
Учения от вас не примем!
Дословный ответ благоверного князя на первое письмо Папы неизвестен. Княжеские слова дошли до понтифика в пересказе архиепископа Прусского. То ли информатор выдал желаемое за действительное, то ли адресат услышал то, на что рассчитывал, но Папа посчитал, что Александр последует наставлениям и по примеру своего уважаемого родителя переменит веру. А за это получит поддержу тевтонских рыцарей в противостоянии монголам.
По мнению историков, Александр Невский из-за неопределенности ситуации вполне мог дать «нейтрально-дружественный ответ» на первое обращение папы. И в качестве благосклонности даже согласиться на «уступку» – возвести во Пскове церковь для приезжающих иноземцев-католиков. Такие выводы следуют из второго послания Иннокентия IV, который пишет о «рвении князя приобщиться к единой главе церкви» и «предложении воздвигнуть во Пскове храм для латинян».
Второе послание папы датировано 15 сентября 1248 года, но князь получил буллу только в начале 1250. Для себя он уже принял решение отказать Риму, но внимательно выслушал слова о «рвении», а затем дал категоричный ответ – «Учения от вас не примем!». После этого «переписка» между Папой и Александром Невским не возобновлялась.
Живой пример
По оценке А. Горского, Александр Ярославович принял решение разорвать контакты с главой католической церкви из-за «осознания бесперспективности сближения с Римом». Князь понял, что рассчитывать на помощь Папы в противостоянии Орде нельзя. Ведь к 1250 году он уже знал, чем закончилось предложение Рима для галицкого князя Даниила Романовича.
С середины 40-х годов XIII века Иннокентий IV искал среди влиятельнейших князей того, кто согласится на распространение католичества на Руси и перейдет под покровительство Рима. Это дало бы папе «хороший заслон» от татарского вторжения в Европу. Такое согласие он получил от Даниила Романовича, пообещав ему не посягать на православный обряд проведения церковных служб и оказать реальную помощь в противостоянии Орде. Взамен потребовал полного подчинения власти Рима с возможностью назначения католических священников.
Галицкий князь согласился на предложение Папы – получил от него официальные права на земли, в том числе на Галич, за который многие годы воевал с венграми. Понтифик запретил рыцарям селиться на подвластных князю территориях. Вот только главного – реальной помощи против Батыя – Даниил Романович так и не дождался. Поэтому когда в 1249 году Папа предложил ему короноваться по католическому обряду, категорически отказался.
Из двух зол
Александр Невский был свидетелем событий, развивавшихся на Галицкой земле, и прекрасно понимал, что военной помощи от Папы не получит. Во время двухлетнего путешествия по монгольским степям он четко осознал: вряд ли найдется сила, способная на данный момент противостоять Орде.
По мнению А. Горского, роль в отказе Риму сыграли и другие факторы. Во-первых, общая настороженность Невского к католичеству и личный опыт, когда 20-летнему Александру Ярославичу пришлось противостоять на Новгородской земле немецким крестоносцам. Во-вторых, недавние завоевания шведского правителя ярла Биргера, который с благословения Папы претендовал на земли, исконно принадлежавшие Новгороду.
Из двух зол – Рим или Орда – Невский выбрал меньшее. Как пишет А. Горский, монголы не претендовали на непосредственный захват русских земель. Их вполне удовлетворяло признание вассалитета и исправная выплата дани. Но главное – они не вынуждали русских князей отрекаться от православной веры. А именно отказ от веры предков был главным условием Рима. Пойти на подобный шаг благоверному князю казалось немыслимым.
Читайте наши статьи на Дзен