Карикатура, которую мы потеряли
На этой неделе журналистка нью-йоркской газеты Daily News Джоанна Моллой призвала американских читателей бойкотировать русскую водку — в знак протеста против приговора Pussy Riot. Это событие могло бы вдохновить политических карикатуристов на пару-тройку остроумных иллюстраций, но золотые времена этого визуального жанра, увы, давно позади.
Во времена, когда не было интернета, телевидения, а туристические возможности были ограничены, люди имели представления о других народах по книгам или картинкам. Карикатура в этом формировании образа «иного народа» играла не последнюю роль. Именно по сатирическим картинкам составляли свое представление о нас, русских, европейцы, американцы, японцы. На тогдаших карикатурах русский выглядит лютым диким зверем. Кинг-конгом, попавшим в цивилизованный город. Кончено, карикатура пропитана гиперболой, однако за нестриженными казаками, людоедскимими монархами и вероломными медведями, можно разглядеть Великую Страну, великую силу.
Образ России в современной западной карикатуре сильно изменился, стал более плоским, менее харизматичным, периферийным. Видимо, мы сегодня не вдохновляем западных карикатуристов. А это значит с нами что-то не так.
Без гнева и пристрастия рассматриваем американские и японские карикатуры, посвященные России, конца XIX и начала XX века. И очень стараемся найти черты сходства с нами нынешними.