Мягкая сила Норвегии
Норвежцы сейчас самые хитрые, самые ровные и при этом самые активные в Арктике. Они лучше всего умеют там работать, у них большинство технологий добычи арктических недр, без которых эти самые недра – просто куски Северного Ледовитого океана, они ловко маневрируют в правовом поле, играя на экологических темах, правах коренных народов и союзах внутри Арктического совета. А когда Россия демонстрирует грубую силу, то норвежцы тоже не пасуют. В чем же состоят принципы норвежской арктической политики?
Норвежцы публично говорят, что «арктической гонки» нет, это регион сотрудничества, а основная часть разведанных ресурсов находится на территориях, которые не оспариваются. При этом заявлялась (до санкций) готовность к тесному сотрудничеству с РФ. Однако неофициально арктическая стратегия Норвегии состоит в завоевании технологического превосходства, поскольку любые ресурсы имеют значение, только когда добывать их — рентабельно. А именно Норвегия сейчас – признанный лидер в технологии глубоководной добычи в жестких климатических условиях.
Норвегия более активно, чем кто бы то ни было, участвует в выработке правового режима Арктики. Страна выступает за расширение числа полезных для себя стран-наблюдателей Арктического совета. Так произошло, например, с Сингапуром, который исторически играет очень важную роль в международных организациях морского права, а также владеет высокими экологическими технологиями судостроения. Таким образом, в двух направлениях — технологическом и правовом – будет вестись экологическое давление в регионе и лоббирование международных соглашений, в том числе и создаваемого Полярного кодекса. Кроме того, активная правовая политика позволила норвежцам добиться раздела спорного шельфа с Россией в 2010 году в свою пользу, где позднее было разведано энергоносителей на 30 млрд долларов.
Норвежцы, осознавая важность северо-морского пути, в то же время, по мнению, например, аналитиков Центра стратегических оценок и прогнозов, готовы в пользу Сингапура участвовать в его дискредитации как альтернативного маршрута для контейнерных перевозок. Норвежские эксперты заявляют, что Севморпуть можно будет эффективно использовать только для сжиженного природного газа, нефтепродуктов, руды и т.п., но для контейнерных перевозок он неудобен, так как влечет большие климатические риски, которые могут поставить под вопрос точное время доставки, да и вообще сохранность груза. А отсюда – дополнительные большие расходы на страхование, ледоколы, поисково-спасательные мощности.
Норвегия – страна, создавшая и поддерживающая огромное количество государственных и общественных институтов и организаций, связанных с наукой, безопасностью, коренными народами, экологией в Арктике. Содружество Баренц-региона, например, — международная общественная организация под эгидой Норвегии, активно работает с российскими вузами, региональными властями, общественными организациями, создавая политическую повестку.
Норвегия усиливает военное присутствие в регионе и готова способствовать усилению роли НАТО в регионе, хотя и придерживается прагматической линии. Так, на днях известный арктический политик, бывший министра иностранных дел Норвегии Турвал Солтенберг заявил на заседании о сотрудничестве в сфере безопасности на Заседании Совета северных стран в Стокгольме: «Мы не можем не замечать того, что я бы назвал российской политикой демонстрации силы, особенно в воздушном пространстве у границ Северной Европы. Это не есть хорошо. Истерия вокруг поисков подводной лодки в Стокгольмском архипелаге никак не могла разрядить атмосферу. Я с озабоченностью отмечаю, что кое-кто пользуется этой трудной ситуацией, чтобы вернуться к риторике времён холодной войны. Это ошибка, когда некоторые начинают формировать образ врага. В то время, когда мы считаем, что есть необходимость во вводе санкций со стороны ЕС, нужно, чтобы двустороннее сотрудничество на севере мы защитили в какой-то части. На севере Европы у нас существует традиция диалога, который мы должны продолжать с русскими».
Читайте наши статьи на Дзен