Икона «Преображение Господне»: что скрывает этот образ
19 августа празднуется Преображение Господне – день, когда Христос явил трем апостолам свою Божественную природу. В иконе праздника есть все сведения об этом событии. Но как читать ее?
Мандорла
На иконе Преображения, как и на многих других иконах, Спаситель изображается внутри круга или овала, называемого мандорлой. Это итальянское слово, в переводе означающее «миндалина». По сути, это большой сияющий нимб, в который помещается все тело, если не весь мир. Круг в иконографии – один из важнейших символов. Не имеющий начала и конца, он символизирует вечность и полноту, а мандорла – Божественную славу. То есть наличие мандорлы говорит о том, что Господь в этот момент является нам во всей своей славе.
Часто мандорла состоит из колец, «концентрических кругов», расположенных в порядке высветления — либо к центру, либо к краям. Этим подчеркивается движение, исхождение энергии из мира горнего в земной мир. Бывает, ее пронизывают тонкие золотые или белые лучи. Цвет мандорлы обычно сине-голубой или красный, иногда она позолачивается. На иконе «Преображение Господне» преподобного Андрея Рублёва мандорла изображена иссиня-чёрной, непроницаемой.
Скалы и деревья
В тех местах, где произошло Преображение, пологие, а не скалистые склоны, но на иконе зачем-то изображаются именно скалы. Это значит, что и у скал есть своя «духовная нагрузка», символическое значение в иконе. С одной стороны, скалы – это камни, символ крепкой, непоколебимой веры. С другой стороны, горы – это всегда символ духовного восхождения, причем символ общекультурный, который сохраняется и в живописи, и в литературе. Они символизируют здесь духовный путь, который должен совершить верующий, чтобы достичь преображения, обожения.
Что же касается деревьев, то и у них есть не только прямое значение – то, что деревья действительно растут на Фаворе. Преображение Господне воспринимается как часть пути к распятию. Поэтому дерево – это и символ Крестного Дерева, на котором распяли Христа. И древо нашего спасения.
Цвета
На иконах Преображения Христос всегда одет в белое. Белый цвет в иконе не бывает случайным, он – знак рая, вечности, праведности, чистоты и святости. Таким цветом окрашен наконечник копья Дмитрия Ростовского в древней мозаике – символ того, что святой пронзает сердце тоской по раю. Белыми показаны и отблески Его света на лицах и одежде апостолов.
Коричневый цвет – цвет голой земли, праха, всего тленного. Удивительно, что на иконах Преображения коричневый цвет гор часто заменяется или соседствует с желтым или охристым, переходит в него, то есть тоже преображается.
Большое значение в иконописи придается золочению. Фон иконы Преображения Господня золотой – это одновременно цвет и свет. Золото обозначает сияние Божественной славы, в которой пребывают святые, это свет нетварный, не знающий разделения «свет-тьма».
Фаворский свет
В евангелиях мы видим свидетельства сияния Христа, и икона напоминает нам о них:
«И преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет» (Мф.17:2), «Одежды Его сделались блистающими, весьма белыми, как снег, как на земле белильщик не может выбелить.» (Мк.9:3), «И когда молился, вид лица Его изменился, и одежда Его сделалась белою, блистающею.» (Лк.9:29).
Христос в момент преображения открывает ученикам Божественный, Несотворенный свет, присутствующий в нем. То есть Он не изменяется, но изменяются ученики, способные теперь видеть его славу, ставшие из слепцов зрячими.
Лучи света изображены на всех иконах Преображения, но количество их разное. Этому должна быть причина, ведь в иконе все имеет смысл, и нет ни одной точки, поставленной «просто так». Григорий Палама объясняет, что нет никакого противоречия, если изображается от 3 до 8 символических лучей на иконе. Он пишет: «На горе было восемь, но видимы были только шесть: трое — Петр, Иаков и Иоанн, возшедшие вместе с Иисусом, увидели там стоящих с Ним и беседующих Моисея и Илию, так что всех их было шесть; но вместе с Господом, конечно, были и Отец, и Дух Святой: Отец — гласом Своим свидетельствуя, что Сей есть Его Сын возлюбленный, а Дух Святой — воссиявши с Ним в светлом облаке».
Пророки
Во время молитвы Христа на горе, когда лицо его просияло и преобразилось, явились два пророка: Моисей и Илия, которые беседовали с Иисусом «об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме» (Лк.9:31). Они традиционно изображаются на иконах Преображения, но изображение их имеет и еще один, «прикровенный» смысл, о котором писал Иоанн Златоуст. Моисей – умерший пророк, призванный ангелом из ада, Илья – не испытавший смерти, призванный ангелом с небес. Моисей иногда изображается стоящим во гробе или в погребальных пеленах, на некоторых иконах оба пророка изображаются с ангелами. Они, по словам Златоуста, пришли вместе, чтобы показать, что «Христос имеет власть над жизнью и смертью, владычествует над небом и землёй». Выходит, что свидетельство о божественной природе Христа было тройным: через глас Отца и обоих пророков. Преподобный Ефрем Сирин говорит, что гора была образом Церкви, «потому что Иисус соединил на ней два завета, принятых Церковью, и показал нам, что Он есть Податель обоих».
Композиция
Традиционно икона преображения немного вытянута вверх. Благодаря этому в ней чувствуется, с одной стороны, разделение двух миров: горнего и дольнего, небесного и земного, а с другой – их связь через лучи Божественного света, пересекающие всю икону, идущие сверху вниз. Композиция иконы строится как два треугольника, чаще всего один из них – Христос и два апостола, а другой, перевернутый – пророки и апостол, находящийся между двумя другими. Перспектива в иконе обратная. Центр иконы заключает в себе самое важное – Иисуса Христа, перед Которым предстоит молящийся. Христос чаще всего изображен не стоящим, а парящим над горой Фавор.
Всю композицию пронизывает движение, динамизм. Ослепленные Божественным светом апостолы изображаются в резких ракурсах, а иногда даже вниз головами. Жесты их часто символичны: их руки касаются разных частей тела, что символизирует зрение, слышание и чувствование сердцем.
Читайте наши статьи на Дзен