Мощи Ярослава Мудрого: как они могли оказаться у американцев
2013-12-12 16:31:53

Монахиня Иулиания

Как много мы знаем женщин-иконописцев? Пожалуй, что никого. Виной тому не изученность темы. Однако, как свидетельствуют документы прошлого, уже в конце XVII века занятие женщин этим видом творчества не было редкостью.

А два века спустя в России было не менее 86 монастырей и общин, в стенах которых над созданием икон трудилось от 2 до 60 художниц.
В крупных городах было по несколько иконописных учреждений, где работали светские женщины-иконописцы. Некоторые из них являлись одновременно и владелицами таких мастерских. Нередки примеры самостоятельно работающих иконописательниц. Причем, среди них были как любители, так и профессиональные художницы.
Таким мастером была монахиня Иулиания (Мария Николаевна Соколова 1899-1981), родившаяся в семье священника и получившая профессиональное художественное образование.

Мария рисовала с 4 лет. В 9 она поступила в Московскую женскую гимназию ведомства императрицы Марии Федоровны. А в 18 лет  стала заниматься в студиях художников Ф.И.Рерберга и А.П.Хотулева. Получив диплом, Мария Николаевна преподавала рисование в московской школе, в Рогожско-Симоновском районе. Но когда ей предложили прочитать лекции на атеистическую тему, она ушла из школы. И поступила в Объединение научно-технических издательств, где работала художником-графиком до 1954 года.
На обучение иконописи 21-летнюю Марию Николаевну благословил отец Сергий, преемник ее духовного отца. Он направил юную художницу к Василию Осиповичу Кирикову.

Мария Николаевна написала тогда копию с чудотворного образа Владимирской иконы Божией Матери – Заступницы Земли Русской.  В период обучения она совершает поездки по северным городам, с тем чтобы изучить древние фрески и сделать с них зарисовки.

Мария Николаевна продолжала трудиться и в годы войны: писать иконы и работать в издательстве. После смерти матери она переехала с сестрой  в поселок Семхоз близ Сергиева Посада.

Досок для икон в то время достать было невозможно, поэтому Мария Николаевна писала на бумажных, картонных и грунтованных с двух сторон холстиках – «таблетках». Это были миниатюрные иконы с изображением двунадесятых праздников и избранных святых.

В 1946 году произошло знаменательное событие – была вновь открыта древняя русская святыня – Троице-Сергиева Лавра. Предстояло возрождение обители. Она находилась в полном запустении. В Трапезном и Покровском храмах были устроены увеселительные заведения. На забеленных стенах «красовались» лозунги. Мария Николаевна, как художник-иконописец, получила приглашение в Троице-Сергиеву Лавру. С этого времени начался основной период в ее творческой жизни.

Мария Николаевна посвящает себя иконописи, реставрации и обучению молодёжи. Ею расписана Серапионова палата, написаны иконы для иконостаса Никоновского придела Троицкого собора и образ преподобного Сергия, помещенный у гробницы с его мощами, созданы иконы «Явление Пресвятой Богородицы преподобному Сергию», «Собор Русских святых», «Собор святых града Владимира», «Собор Ярославских святых», «Собор святых первосвятителей всея России», «Собор святителей, в земле Российской просиявших» и многие другие.

А в 1952-1954 годах Мария Николаевна работала над трёхъярусным иконостасом для Свято-Сергиевского храма в городе Ферган – копией иконостаса Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры. Для храма из Лавры была привезена икона с частицей святых мощей. По причине крайней удаленности и трудности доставки икон они писались на холстах в Лавре. Мария Николаевна на поезде привезла рулоны и со своей ученицей Е.С.Чураковой уже на месте приклеивала холсты на доски. К празднику Рождества храм был обновлен.

Мария Николаевна уже на первых порах работы в Лавре собрала группу помощников из нескольких молодых художников. Они переносили рисунки с эскизов на стену, раскрывали цвета, растирали натуральные краски.
В 1958 году в стенах Московской Духовной Академии она организует уже свой иконописный класс.

Студенты, желающие заниматься иконописью, в основном не имели художественной подготовки. Учитывая это, Мария Николаевна постепенно, опытным путем создала свою программу и метод обучения, сделала наглядные образцы.

 

Было написано «Руководство для начинающих иконописцев», где доступным языком описана вся техника иконописи: от грунтовки доски до золочения. Но, пожалуй, главное, чему учила монахиня Иулиания, было назначение иконописи.

«Изображение, тесно связанное в храме с богослужением и богословием, здесь уже перестает быть просто искусством, услаждающим зрение, оно получает высшее назначение, именно – служить вечному спасению человека. Художественное изображение Церкви есть проповедь, только не словом, а образом».

Этой проповеди – длиною в жизнь – и посвятила себя Марина Николаевна Соколова, монахиня Иулиания.

Анастасия Некрасова

Читайте наши статьи на Дзен

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: