Проявления веры от Лурда до Москвы
В конце ноября Москва пережила событие, совершенно неожиданное для обычного француза, даже если он постоянно живет в русской столице. С 19 по 27 ноября можно было отправиться в Храм Христа Спасителя, чтобы поклониться одной из самых священных реликвий православия: Поясу Пресвятой Богородицы.
В течение 200 лет Пояс не покидал пределов Ватопеда, одного из двадцати православных монастырей монашеской республики Горы Афон, где он хранился. Неудивительно, что пояс привлек множество женщин, которым запрещено посещать Святую Гору: разумеется, именно они в первую очередь обращаются за помощью к святыне, чтобы исцелиться от бесплодия. Реликвию, никогда прежде не бывавшую в России, провезли не менее чем по 14 городам, и она привлекала миллионы верующих. Только в Москве почтить святыню пришло около миллиона человек. В момент наибольшего стечения народа, очередь простиралась на 8,5 километров, а люди в среднем ждали 26 часов, чтобы увидеть реликвию.
Конечно, мои русские друзья только улыбнулись, когда я поделился с ними своим изумлением, вызванным этим невероятным проявлением веры. Все объяснения были схожи: интерес, вызванный поясом, свидетельствует о небывалом возрождении религиозной жизни в России после десятилетий атеизма, навязывавшегося в советский период. Религиозное обновление в России выражается самым очевидным образом – в очередях по 20 часов на морозе. Один из моих друзей сказал, что во Франции, учитывая немногочисленность католиков-традиционалистов, среднее время ожидания в такой очереди составило бы 26 секунд вместо 26 часов. Сравнение выглядит почти забавно, но, увы, оно справедливо. Я задался вопросом – как определили бы во Франции такое проявление веры? Как экстремизм? Фанатизм? Действительно, во Франции вера лишь изредка проявляется с таким же пылом, как в России.
Однако одно событие хорошо показывает, что христианское рвение еще не полностью исчезло во Франции. Каждый год происходит паломничество в Лурд, в честь 18 явлений Девы Марии юной девушке 14 лет, Бернадетте Субиру (впоследствии канонизированной). Паломничества начались в середине 19 века и продолжаются до сих пор. Лурдская вода освящена. Там побывали и Иоанн Павел II, и Бенедикт XVI. Бенедикт XVI в 2008 году отслужил мессу в присутствии 170 тысяч человек. Но Лурд – лишь исключение в относительной духовной пустыне католичества. Поскольку природа не терпит пустоты, эта пустыня благоприятствует, например, исламу, который без лишней скромности заявляет о своей жизнеспособности и не испытывает духовного опустошения, вызванного французским рационализмом и республиканским законодательством. Москву, похоже, не смущает необходимость заблокировать путевые артерии городского центра, чтобы позволить сотням тысяч мусульман молиться, «оккупируя» общественную дорогу. Но в Москве ислам не воспринимается ни как заполнение пустоты, ни как религия, которую нужно обуздывать, чтобы заставить уважать действующие законы.
От Лурда до Храма Христа Спасителя или мечети на Проспекте Мира, религии все больше воспринимаются как твердыни в нашем неспокойном мире. Твердыни, способные предлагать решения проблем. Тамара, 53-летняя украинка, стоявшая в очереди перед Храмом Христа Спасителя, утверждала, что «несмотря на стояние в очереди 6 часов … В тот миг, когда я входила в собор, я находилась в совершенно просветленном состоянии».
Протоиерей Алексий Казанчев, настоятель московского храма вмч. Георгия Победоносца в Старых Лучниках, превосходно резюмировал растущую роль церкви в русском обществе – но это применимо ко всем обществам в мире: «Понятия морали, заповедей, которые чтут люди, дарованы нам Богом. … Если общество удаляется от этих заповедей, тогда оно вырождается. Демократия, либерализм, свобода без следования закону Божию, могут привести к беззаконию, и это не созидательно, а разрушительно. Итак, если люди настолько хотят причаститься святыни, это говорит, что в них есть что-то святое. Когда я их вижу, меня охватывает оптимизм».
Александр Латса
Перевод Ф. Панфилова
Источник изображения: http://www.isihazm.ru
Читайте наши статьи на Дзен