База Баранова, прием!
В арктической политике опасно не забыть науку. Это и так ясно, а когда встретишься с таким количеством ученых, как на научной арктической конференции в первый из «Дней Арктики» в Москве, становится максимой. Вот, например, доктор физико-математических наук Александр Макштас считает, что будущее науки – за арктическими комплексными обсерваториями. По его мнению, для начала надо превратить научный стационар «Ледовая база мыс Баранова» в полноценную полярную Обсерваторию мирового уровня. Почему?
Мыс Баранова — идеальное место для исследования парниковых газов и сажевого аэрозоля благодаря минимальному присутствию локальных источников аэрозольного и газового загрязнения атмосферы.
Принято говорить, что потепление вызывают так называемые парниковые газы (углекислый газ, метан), но есть и другой компонент, существенно влияющий на климатообразование. Это сажевый аэрозоль — микрокристаллические частицы углерода, возникающие в результате неполного сгорания углеводородных топлив. Основные антропогенные источники сажевых частиц — выхлопы автомобилей, дым из труб электростанций и заводов, а природные — горение биомассы, извержение вулканов.
Мыс Баранова – отличное место для мониторинга состояния озонового слоя в высших широтах.
Это будет идеальная природная лаборатория для исследования физических процессов формирования морского ледяного покрова, типичного для Центрального Арктического бассейна и морей Антарктики.
Гляцилогия – важнейшая составляющая геофизики. Это относительно молодая наука, которой в современном виде не больше ста лет. Например, Атлас снежно-ледовых ресурсов мира был издан только в конце 1990-ых годов. Из последних достижений: в 2013 году российские ученые добурились до поверхности самого крупного подлёдного озера в мире — Восток, глубина 3750 м. Американцы тогда же добрались до поверхности озера Уилланс. Хотя глубина была всего 800 м, но на основе взятых проб воды и грунта было сделано открытие: микроорганизмы, живущие в озере, используют для поддержания своей жизнедеятельности не фотосинтез, а углекислый газ.
Около мыса Баранова много севших на мель айсбергов, что создает уникальную возможность исследования процессов разрушения айсбергов.
Если проект будет осуществлен, то после 25-летнего перерыва возобновятся гляциологические исследования ледников архипелага Северная Земля.
Полная научная база на мысе Баранова обеспечит геофизические исследования в высоких широтах.
Геофизика — комплекс наук, исследующих физику твёрдой Земли, океанов, поверхностных вод суши и подземных вод, а также физику атмосферы.
Мыс Баранова – отличная база для организации дрейфующих станций, их снабжения, круглогодичной поддержки и обеспечения безопасности.
На мысе Баранова есть развитая инфраструктура, включая аэродром, что позволит создать базу для морских и воздушных экспедиций на архипелаге Северная Земля и в высокоширотной Арктике.
Читайте наши статьи на Дзен