Люди
По популярной ныне версии дураки и дороги — это две напасти России. Общественный транспорт дал им возможность встретиться. Но, несмотря на все нарекания и дискомфорт возникающие в ходе традиционный путешествий «работа-дом», троллейбусы, трамваи и метро сильно изменили и облегчили жизнть многих. В день запуска первого трамвая в Москве вспомним некоторые интересные факты из истории перевозок:
Экипажи и конки:
До середины 19 века для передвижения по городу на Руси пользовались извозчиками. Ломовые извозчики – как на подбор, дюжие ребята специализировались на грузовых перевозках, легковые поджидали обычных пассажиров.
История общественного городского транспорта началась в 1847 году с линеек – широких, неповоротливых летних и зимних экипажей. Считались они 10-местными, но водитель, как и сегодняшний «маршрутник» мог натолкать туда и побольше пассажиров. Люди сидели в них спиной друг к другу.
Конки были прародителями современных трамваев. То есть тянули двухъярусный вагон еще лошади, но колеса ехали по рельсам, а не по дороге. Второй этаж назывался империалом, а едущие в нем горожане – «трехкопеечными империалистами». В южных городах России вместо лошадей использовали волов.Первый несчастный случай, связанный с пассажирским транспортом был зафиксирован 3 сентября 1874 года. Рабочий получил травму ноги при повороте конки, после чего был доставлен в больницу. Термин «обилетить» был введен кондукторами конок.
Конка дала городу две новые профессии – «махальщика» и форейтора. Первые стояли на перекрестках и махали флажками, предупреждая зевак о приближении экипажа. Вторые поджидали его на крутых подъемах, где должны были быстро впрячь еще двух лошадей впереди уже имеющихся.
Конка передвигалась со скоростью около 8 км/ч. Существовала песенка на этот счет: «Конка, конка, догони цыпленка!»
Трамвай:
Первый электрический трамвай был пущен в Киеве (благодаря фирме Siemens!), потом в Нижнем Новгороде. В Москве – спустя 7 лет, в Санкт-Петербурге – спустя 15 лет.
Конечно, питерские конки не хотели отдавать монополию на перевозки пассажиров, и первый местный трамвай ходил… по льду Невы, так как предъявить права на лед никто не догадался.
По случаю пуска первой столичной линии новых трамваев в 1899 году, в электрическом парке был отслужен молебен с водосвятием перед иконой Спаса Нерукотворного.
После революции 1917 года трамвайные парки чуть не разорились, так как рабочим, солдатам и работникам новых министерств указом было разрешено ездить бесплатно. Отменили этот закон только в 1921 году. «Трамвай построить,-это не ешака купить!» Сатирическая история пуска трамвайной линии в Старгороде была блестяще описана Ильфом и Петровым. До сих пор спорят Ногинск и Воронеж — кто из них послужил прототипом для комедии. В годы Великой отечественной войны салоны трамваев вечером и ночью почти не освещались, чтобы не привлекать внимание немецких бомбардировщиков.
Метро:
В 1902 году метро в Москве хотели построить американцы. Но владельцы конок оказали отчаянное сопротивление. Им удалось призвать в союзники духовенство. Священники воззвали к народу и запретили лезть под землю, потому как богопротивное это дело. Первую станцию метрополитена хотели разместить рядом с храмом Василия Блаженного на Красной площади. К счастью, защитники архитектуры грудью встали на оборону святыни.
При строительстве подземных тоннелей страдали иной раз и наземные постройки. Так, для создании станции Смоленская, было перенесено 90 дровяных сараев – центральное отопление было еще не во всех домах. А станция Арбатская была сотворена из церкви Святителя Тихона Амафунтского! Этот храм собирались сносить, но, вместо этого, в нем открыли бетонный завод, сырье для которого бралось прямо из стен – камни, песок. От церкви ни камушка, ни песчинки не осталось.
Автобус:
Первые российские автобусы были привезены из Австрии и Англии. Советский автобус увидел свет в 1927 году. Скорость у них была невелика, а билет стоил дороже трамвайного. Многие специалисты предсказывали скорую смерть этого вида транспорта.
Троллейбус:
Троллейбусы у нас долго планировались, но появились последними – в 1933 году. Они назывались ЛК – в честь Лазаря Кагановича.
В России существовал двухэтажный троллейбус. Сделанный, правда, по британскому аналогу, для чего единственный опытный образец, прибывший с Туманного Альбиона разобрали по винтику в прямом смысле. Прожил наш двухъярусный ЯТР недолго – 17 лет, и был упразднен, так как для него требовалось повыше натягивать контактную сеть. Да и опрокидывались они частенько. Дело в том, что наш человек, не в пример чопорным британцам, билетера не слушал и садился на понравившееся место. А нравился всем второй этаж. Центр тяжести экипажа смещался и на первом же повороте ЯТР летел вверх колесами.
Ночью редко, но можно еще увидеть «сумеречный» троллейбус без окон, исполненный в мрачных тонах. Пугаться «едущего Голандца» не стоит — это машина для перевозки грузов и выполнения технических работ.
Ольга Майорова
Читайте наши статьи на Дзен