Мощи Ярослава Мудрого: как они могли оказаться у американцев
2021-07-04 17:30:13

Самый почетный пленник: почему Александр II принял имама Шамиля в России как друга

Народный герой Чечни и Дагестана имам Шамиль сдался в плен русским войскам в августе 1859 года. Прожив в качестве пленника 10 лет в Калуге, предводитель горцев получал от императора такие почести, которых не удостаивались даже высшие чины русской армии. Почему царь так дорожил своим «вынужденным» гостем?

«Жалеть ты не будешь»

Как писал в своей книге «Имам Шамиль» дагестанский историк и писатель Шали Казиев, после того как плененного имама повезли в Россию, лидер горцев поначалу сомневался, не определят ли ему в качестве места жительства Сибирь. В сентябре Шамиля доставили в Харьков. Спустя два дня в городе Чугуеве (28 км от Харькова) с имамом встретился сам император Александр II. Причем, как утверждали очевидцы, русский царь был очень радушен по отношению к пленнику, обнял его, подарил золотую саблю. Император сказал, что рад тому, что Шамиль наконец-то в России и жаль, что этого не случилось раньше. «Жалеть [о том, что пленник] ты не будешь – я тебя [хорошо] устрою, будем друзьями», – так приветствовал имама император.
И император (они с Шамилем впоследствии встречались еще дважды) слово свое сдержал – в качестве «почетного туриста» имама из Харькова провезли по нескольким российских городам, где показывали различные достопримечательности и каждый раз вручали какие-нибудь ценные подарки – Шамиль побывал в Курске, Туле, Москве и Петербурге, в северной столице горца и его свиту встретили с оркестром. Шали Казиев писал, что отклики в прессе о визите «Наполеона Кавказа» были в основном положительные, в статьях и заметках упоминалось, что имам получил монаршую милость и надо бы покорить высокого гостя любовью и гостеприимством.

Как он жил в Калуге

Историк Амиран Урушадзе в своей книге «Кавказская война. Семь историй» описывает быт имама Шамиля в калужской ссылке, где горец пробыл с 10 октября 1859 года ровно 9 лет. Жил он вместе с семейством и слугами (всего более 20 человек) в доме калужского помещика Сухотина. Губернские чиновники специально наняли для имама этот особняк, ссыльный был им весьма удовлетворен. К Шамилю приехали обе его жены, Шуанат и Зайдат. Средний сын Мухаммад-Шафи был взят на службу в царскую охрану. Вместе с отцом в калужской ссылке пребывал также второй его сын Гази-Мухаммад.
Император назначил Шамилю солидное денежное содержание – 10 тысяч рублей серебром в год (царский генерал в то время получал около полутора тысяч). Сам имам в беседе с предводителем калужского дворянства Федором Щукиным говорил, что безмерно благодарен за оказание столь высоких почестей – по его словам, он этого не ожидал: «после всего зла, что я вам [русским] сделал, по справедливости вы должны бы растерзать меня на части, а вы поступаете, как с другом, братом».
В Калуге имама Шамиля опекали и тайно надзирали за ним полковник Дмитрий Богуславский, хорошо знавший Восток и владевший несколькими языками, и пристав Аполлон Руновский.
Аполлон Руновский, почти постоянно находившийся при Шамиле, сблизившийся с ним и много беседовавший, как-то спросил у имама, найдется ли сейчас на Кавказе человек, по авторитету и влиянию сравнимый с калужским пленником, на что собеседник ответил: «Кавказ теперь здесь, в Калуге».

Долгая дорога в Мекку

В 1861 году Шамиль в Царском Селе второй раз встретился с Александром II и попросил разрешения отправиться для совершения хаджа в Мекку. Царь отказал. Историк Амиран Урушадзе считает, что и этот отказ, и создание столь комфортных условия пребывания имама в ссылке в Калуге были обусловлены тем, что Шамиль по-прежнему оставался знаменем сопротивления на Кавказе – там еще шла война, и хадж имама мог быть расценен горцами как «чудесное освобождение из плена» их вождя.
Спустя 5 лет, в 1866 году, Шамиль вместе с сыновьями принял российское гражданство, присягнув на верность императору. Амиран Урушадзе полагает, что на этот шаг опальный имам решился именно из-за возможности после данной церемонии совершить паломничество по святым местам.
С декабря 1868 года Шамиль с семейством жил в Киеве, куда император разрешил им перебраться из-за более благоприятного климата. И здесь ему, по высочайшему монаршему повелению, оказывались всевозможные почести. В феврале следующего года очередное ходатайство имама о совершении хаджа было удовлетворено. В мае он семьей отправился в паломничество. В Россию Шамиль уже не вернулся – совершив хадж, он скончался в Медине, где и был похоронен.

Читайте наши статьи на Дзен

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: