Важное, История

Митрополит Серафим: что случилось с ректором семинарии, в которой учился Сталин

Автор: Юлия Попова  |  2021-09-29 19:53:36

Серафим (Мещеряков) был ректором Тифлисской семинарии в то время, когда там учился Иосиф Сталин. Вождь утверждал, что его оппозиционные взгляды сформировались именно благодаря семинарии. Как бы то ни было, этим учебным заведением Серафим руководил недолго, а через несколько лет и вовсе был расстрелян.

До революции

Ректор Тифлисской духовной семинарии, в которой учился Иосиф Сталин, Яков Михайлович Мещеряков родился в 1860 году в селе Хлыстовка Пензенской губернии. Как пишет Ирина Резникова в своем труде «Православие на Соловках», после окончания классической гимназии Мещеряков поступил в Петербургскую духовную академию. Во время учебы в академии он был пострижен в монахи под именем Серафим. Тогда же Серафим был рукоположен в иеродиакона, а спустя несколько месяцев – в иеромонаха. По окончании академии Мещерякова назначили смотрителем Холмского духовного училища, а потом и Холмской семинарии.

В 1890-х годах Серафим был ректором Самарской и Тифлисской духовных семинарий. Именно в этот период в последнем учебном заведении получал образование Сталин. Стоит отметить, что вождь утверждал, что становлению его протестного характера поспособствовала семинария и царившие в ней порядки. К тому моменту преподавание на грузинском языке уже было запрещено, и Джугашвили пришлось усердно заниматься изучением русского. Как бы то ни было, семинарию вождь так и не окончил. Мещеряков же оставался на этой должности до 1898 года, пока не стал епископом. Он, будучи епископом и архиепископом, затем служил в различных епархиях.

Обновленчество и покаяние

Как известно, после революции в церкви начал формироваться «обновленческий раскол». Обновленцы, к которым присоединился и архиепископ Костромской Серафим, ратовали за всестороннее обновление церковной жизни, отмену многовековых традиций, введение женатого епископа и целый ряд других новшеств. Также обновленцы требовали от патриарха Тихона отречения от престола. Все это происходило при поддержке ГПУ НКВД. В 1922 году архиепископ Серафим публично признал обновленческое Высшее церковное управление единственной канонической церковной властью в «Меморандуме трех». В течение нескольких месяцев Мещеряков побывал обновленческим митрополитом Могилевским и Нижегородским.

Однако вскоре он изменил свое мнение. В сентябре 1924 года в храме Иоанна Предтечи в Москве Серафим публично принес перед патриархом покаяние. Мещеряков уверял, что подался в обновленчество в силу «тягостных обстоятельств жизни» и в надежде «спасти общее положение Церкви». По словам Серафима, он понял, что «самозваные правители только посеяли раздор и смуту». Уже через несколько дней священнослужитель был арестован. До 1927 года он содержался в Соловецком лагере особого назначения. Тогда в лагере еще не было столь жестких порядков, поэтому Мещерякову удалось написать там труд «Догмат Искупления». Он читал его на собраниях духовенства, которые проходили по воскресеньям.

Арест и расстрел

После освобождения из лагеря Серафим был назначен архиепископом Тамбовским, позже – Ставропольским. В 1932 году он стал и митрополитом Ставропольским. Однако в 1930-х годах репрессивная машина уже набирала обороты, и многие священники были арестованы именно в это время. Не стал исключением и Серафим, который был взят под стражу по обвинению в создании «контрреволюционной организации». Как утверждает Александр Пантюхин, автор издания «Обновленческое движение Русской Православной Церкви в 20-40-е гг. ХХ в.», контрреволюционная деятельность Серафима заключалась в том, что он пытался наладить церковную жизнь на Северном Кавказе, поддерживал связи со старыми знакомыми и продолжал придерживаться антиобновленческих взглядов.

По мнению Пантюхина, политика ОГПУ была направлена на поддержку обновленчества, а потому смена архиереев власти была выгодна. Митрополит снова оказался в «тягостных обстоятельствах». Он признался в знатном происхождении, в связях с епископом Антонием (Храповицким), покинувшим Россию после революции. Однако эти уступки следствию не противоречили каноническим нормам и интересам Церкви, что говорит о лояльном отношении Серафима к советскому режиму при отстаивании интересов Церкви. Тем не менее 2 апреля 1933 года Мещеряков был приговорен тройкой ОГПУ к смертной казни. Приговор был приведен в исполнение 7 мая того же года. Место погребения митрополита до сих пор остается неизвестным.

Добавить комментарий

Чтобы оставить комментарий необходимо
Читайте также:
Рекомендуемые статьи