«Черниговский Дракула»: почему запорожского полковника считали упырем
Имя Влада Дракулы, валашского князя XV века, известно на весь мир. К сожалению, в негативном ключе. Виной этому роман Брэма Стокера «Дракула», где автор представил князя как вампира. На самом деле исторический персонаж не был никаким кровопийцей, да и в целом был не такой жестокий, как иные его современники. В Российской империи тоже был свой «граф-вампир», легенды о котором ходят до сих пор.
Магия до добра не доведет
В конце 1690-х годов Василий Дунин-Борковский был принят на должность сотника Черниговского полка запорожских казаков. К 32 годам он дослужился до звания полковника, получив от гетмана за отличную службу несколько сел на Левобережной Украине.
Однако вскоре неблагодарный полковник написал на своего начальника донос, перейдя под руководство гетмана Ивана Мазепы. За предательство он дополнительно получил несколько сел и кирпичный завод. Таким образом, в достаточно молодом возрасте 32-лет Дунин-Борковский стал одним из самых влиятельных и богатых людей Чернигова и его окрестностей. Причем это был непросто лихой рубака и скороспелый помещик. Полковник знал 12 языков, много читал и слыл среди ближайшего окружения, весьма образованным человеком.
Но, как это, часто бывает, соседние помещики и их дворовые считали, что своим богатством Дунин-Боровский обязан черной магии, которой он в молодости якобы обучался у известного колдуна. Впрочем, данные слухи легко опровергались богатыми пожертвованиями помещика местным церквям и Елецкому монастырю. На его деньги были построены два новых храма: Воскресения и Петра и Павла. Тем не менее, недоброжелатели сразу поспешили заявить, что подобным образом Дунин-Борковский замаливает свои грехи.
Больше того, слуги помещика стали распространять слухи будто бы днем он спит, а по ночам при свете свечей творит некие темные дела. Появились городские легенды, что полковник является вампиром и пьет кровь паломников местного монастыря. Самое неприятное состояло в том, что действительно, за несколько лет таинственным образом бесследно пропало несколько десятков паломников. Однако обвинять в их исчезновении Дунина-Борковского, заявляя, что он выпил их кровь, было уже слишком.
Смерть колдуна
Тем не менее, слухи о связях Дунина-Борковского с нечистой силой неожиданным образом проявились вскоре после его смерти. Скончался помещик 7 марта 1702 года, в собственном селе Боровка в возрасте 63-лет. Похоронили полковника, как и полагалось крупному меценату в Успенском соборе Елецкого монастыря. Во время отпевания мертвеца, который проходил по православному обряду, вопреки страхам местных жителей, нечего необычного не произошло.
Чудеса начались спустя шесть месяцев после кончины Василия Дунина-Борковского. Как повествует легенда, записанная служками обители, еженощно ровно в полночь ворота монастыря начали сами собой отворяться. Из них на жуткой скорости вылетала черная карета, запряженная шестью вороными жеребцами. На ее запятках возвышались рогатые демоны, а в окошке белел силуэт Дунина-Борковского с трубкой во рту.
Маршрут у кареты всегда был один и тот же. Она направлялась от ворот монастыря к одной из усадеб помещика, на Черной круче у берега Десны. Прибыв в свое имение, мертвец будто бы выходил из кареты, чинно шествовал вокруг барской усадьбы до заброшенного колодца в саду. Добравшись до нужного места, призрак замирал на месте, вглядываясь в черноту колодца. Затем он указывал пальцем вглубь колодца, и под крики первых петухов таял в воздухе. Примечательно, что мертвого помещика по легенде видело большое количество людей, включая слуг и семью Дунина-Борковского..
Черная книга
Дальнейшая история больше напоминает сюжет фильма ужасов. Устав от настойчивых визитов призрака, жители имения раскопали загадочный колодец и обнаружили в его стене небольшую пещеру-тайник. В ней лежала книга, обтянутая черной кожей с некими загадочными знаками и заклинаниями. Удостоверившись, что их бывший хозяин действительно близко знался с нечистой силой, вдова помещика отправилась к архиепископу Елецкого монастыря Иоанну Максимовичу. Священник внимательно выслушал жалобу женщины на регулярные посещения призрака, после чего собрал крестный ход и на следующую ночь отправился навстречу черной карете.
Множество людей, пришедших вместе с ним, с иконами в руках выстроилось на мосту через Десну. В полночь, как обычно появилась карета. Лошади неслись во весь опор, грозя смять молящихся людей. Но громогласно прозвучал крик архиепископа «Изыди!» и карета, обернувшись черным облаком, растаяла в воздухе. Утром прихожане вскрыли гроб беспокойного помещика. Тело Дунина-Борковского не разложилось. Сам помещик выглядел скорее спящим, чем мертвым. Решив больше не искушать судьбу, местные жители вбили в его грудь осиновый кол. Гроб вынесли из церкви и закопали в Боровке, где последние годы жил Дунин-Борковский. На следующую ночь разразилась страшная гроза. Десна вышла из берегов, размыла кладбище, и гроб с покойником смыло в реку. Данная история, разумеется, больше напоминает красивую легенду, чем реально происходившие события. Тем не менее, в Чернигове до сих пор верят в ее реальность.
Читайте наши статьи на Дзен