Неравный брак: зачем русские крестьяне женили мальчиков на взрослых девушках
До XVIII века в российской глубинке существовала пугающая и абсурдная практика: маленьких мальчиков, порой восьмилетних, женили на взрослых женщинах. Со стороны это выглядело как дикость или попытка получить бесплатную рабочую силу. Но настоящая причина была куда мрачнее и циничнее.
Ранние браки
Как пишет историк Серафим Шашков в своей книге «История русской женщины», возраст вступления в брак на Руси и без того был по современным меркам крайне низким. Церковные правила предписывали венчать девушек не раньше 12 лет, а юношей — с 15. Однако реальность часто шла вразрез с этими установками.
Исследовательница Наталья Пушкарева в своем труде приводит шокирующие примеры: мальчиков в 10, 8 и даже 7 лет женили на зрелых девушках 20 лет и старше. В архивах сохранилась жалоба енисейского крестьянина, которого отец женил в 7 лет на 40-летней женщине. К своему совершеннолетию он обнаружил, что его «супруге» уже 60, и она неспособна быть его супругой.
«Бабья повинность»
Иван Суханов в своей книге «Обычаи, традиции и преемственность поколений» сообщал о том, что изначально подобные неравные браки преследовали одну цель – получение дополнительных рабочих рук. Однако Михаил Ломоносов в издании «О воспитании и образовании» писал: «Хотя ж по деревням и показывают причины, что женят малых ребят для работниц, однако все пустошь, затем что ежели кто семью малую, много пашен и скота имеет, тот наймуй работников, прими третьщиков или половинщиков, или продай излишнее другому». И действительно причиной таких браков в большинстве своем становилась не нехватка рабочей силы, а так называемое снохачество. Впрочем, по мнению Суханова, возникновение снохачества было лишь следствием нехватки рабочих рук.
У русских с какими фамилиями цыганские корни
Как бы то ни было, отцы и в самом деле нередко женили своих несовершеннолетних сыновей на взрослых девушках именно для того, чтобы беспрепятственно сожительствовать со своими невестками, снохами (отсюда и название «снохачество»). Как указывает в своем издании «Семейная община и патронимия» Марк Косвен, некоторые исследователи определяли снохачество как «бабью повинность в патриархальной семье». Невестки и вправду отказывали своим свекрам нечасто, но это неудивительно: для того, чтобы склонить жену сына к близости, отцы семейств прибегали не только к подаркам или обещаниям легкой работы, но и к угрозам и даже побоям.
«Не особенно важное преступление»
Понятно, что в результате подобных связей появлялись и дети. Вот только отцом этих детей считался малолетний мальчик. Поэтому, если верить изданию «Гендер и общество в истории» под редакцией Л.П. Репиной, А.В. Стоговой, А.Г. Суприянович, в российских деревнях подчас наблюдались абсурдные ситуации, когда, например, 25-летний молодой человек уже имел 15-летнего сына. В пореформенное время народ стал видеть в снохачестве преступление, хотя и не особенно «важное». Сыновья со временем перестали дожидаться своей очереди и нередко доходили до отцеубийства. Михаил Ломоносов считал подобные браки вредными также и потому, что они приводили к тому, что женщина порой совершала «детоубивство еще в своей утробе».
На самом деле, как указано в 1 томе полного собрании сочинений Александра Радищева, согласно указам 5 VIII 1775 и 10 XII 1781, в России было запрещено венчать «малолетних ребят с возрастными женщинами» (если повенчанными оказывались «отроки ниже 15 лет, а невесты им равнолетные, или мало превосходящие», то таких супругов необходимо было немедленно разлучать). Как утверждал Уильям Кокс в своей книге «Путешествия по Польше, России, Швеции и Дании», изданной во второй половине XVIII века, во время путешествия по России ему приходилось наблюдать «варварские нравы». «Во многих семьях отцы женили сыновей в 7, 8, 9 лет и давали им в жены девиц несравненно старше, под тем предлогом, чтобы они могли управлять хозяйством, а на деле свекор жил со снохой и имел от нее детей» — писал Кокс.