Тело лётчика так и не нашли: тайна гибели старшего сына Никиты Хрущева
История любит загадки. Но особенно мрачными и запутанными они становятся, когда касаются первых лиц государства. Судьба Леонида Хрущева, старшего сына будущего генсека Никиты Сергеевича, — одна из таких загадок. Официально он погиб в воздушном бою в 1943 году. Неофициально — был расстрелян по приговору военного трибунала за измену Родине. Где правда?
Наследник
Никита Хрущев женился на Ефросинье Писаревой еще до революции. В 1916 году у них родилась дочь Юлия, а в 1917-м — сын Леонид. Но счастье длилось недолго: в 1920 году Ефросинья умерла от тифа, оставив мужа с двумя маленькими детьми на руках.
Дочь Юлия выросла, вышла замуж за директора Киевской оперы Виктора Гонтарева и ушла из жизни в 1981 году. А вот судьба Леонида оказалась куда более драматичной.
Парень пошел по стопам многих молодых людей того времени — выбрал военную стезю. Стал летчиком. Участвовал в Зимней войне с Финляндией, бомбил линию Маннергейма. Когда грянула Великая Отечественная, Леонид Хрущев встретил ее уже опытным пилотом.
Только за первый месяц войны он совершил 12 боевых вылетов. В конце июля 1941-го получил тяжелое ранение и отправился на лечение в Куйбышев (ныне Самара). А в феврале 1942-го его грудь украсил орден Красного Знамени — за бомбардировку немецких танков на переправе через Десну.
Казалось бы, перед нами классический образ героя-летчика, каких в ту войну были тысячи. Но дальше начинаются расхождения.
Пьянка, закончившаяся убийством
По воспоминаниям Степана Микояна, сына наркома внешней торговли и близкого друга Леонида, в Куйбышеве молодой летчик, как и многие фронтовики, расслаблялся с помощью алкоголя. И во время одной из таких попоек случилось непоправимое.
Компания стреляла по бутылкам. Леонид, то ли будучи сильно пьян, то ли по неосторожности, случайно застрелил военного моряка, с которым вместе выпивал. Эту версию позже подтверждала и сводная сестра Леонида — Рада Аджубей.
Главные качества русского солдата, которых боялись противники
Суд был скорым. Леонида Хрущева приговорили к восьми годам лагерей. Но учитывая его фронтовые заслуги и дефицит опытных летчиков, наказание заменили отправкой на фронт — в состав 18-го гвардейского истребительного авиационного полка. Там он должен был искупать вину кровью.
11 марта 1943 года 25-летний лейтенант Леонид Хрущев не вернулся с боевого задания. Официальная версия: погиб в бою над поселком Жиздра в Калужской области.
Версия первая: героическая гибель
Спустя много лет после войны боевой товарищ Хрущева, летчик Заварзин, опубликовал воспоминания о том самом бое. По его словам, Леонид буквально закрыл его своим самолетом от огня немецкого истребителя FW-190.
«Когда FW-190 рванулся на мою машину в атаку, зайдя мне снизу под правое крыло, Леня Хрущев, чтобы спасти меня от смерти, бросил свой самолет наперерез огневому залпу «фоккера»… После бронебойного удара самолет Хрущева буквально рассыпался у меня на глазах!», — писал Заварзин.
Картина, достойная блокбастера. Но профессиональные летчики, читавшие это письмо, сомневаются: слишком много в нем кинематографических нестыковок и нереальных подробностей. Зато есть свидетельство другого летчика — Ивана Жука. Он видел, как «Як-7» Хрущева пошел к земле с крутым углом пикирования. Так обычно происходит, если пилот ранен или убит. Парашюта в небе не было. Найти обломки в лесистой болотистой местности тогда не смогли.
Вот только есть одно «но». Тело летчика не нашли. Для поисков сына первого секретаря ЦК компартии Украины (а Хрущев-старший к тому времени занимал именно этот пост) командование дивизии привлекло местных партизан. Они прочесали район, но не обнаружили ни останков, ни обломков самолета. Через полтора месяца Леонида Хрущева занесли в списки потерь не как убитого, а как пропавшего без вести.
Версия вторая: плен и расстрел
Именно это обстоятельство — «пропал без вести» — породило самую мрачную и скандальную версию.
Бывший советский контрразведчик Вадим Удилов утверждал, что Леонид Хрущев был сбит и попал в плен. Немцы склонили Леонида к сотрудничеству, но по заданию Сталина его выкрали агенты СМЕРШа. О том, что это реальная история, утверждал генерал КГБ Михаил Докучаев, занимавшийся организацией охраны руководителей СССР. По его словам, узнав о том, что сын у «своих», Хрущев-старший срочно прибыл к Сталину и стал умолять вождя простить Леонида.
Иосиф Виссарионович ответил: «В сложившемся положении я ничем помочь не могу». У Никиты Сергеевича случилось истерика, но Сталин потребовал, чтобы тот взял себя в руки. В своей статье «За что Хрущев отомстил Сталину» от 17 февраля 1998 года генерал Удилов утверждает, что курс разоблачения культа Иосифа Висарионовича — месть Хрущева за расстрел сына. Известный факт, что уже летом 1943 года жена Леонида была арестована и осуждена на 5 лет с последующей ссылкой в Казахстан. Версию подтверждает и разговор Молотова с писателем Феликсом Чуевым-Молотовым, в котором бывший комиссар иностранных дел подтвердил, что: «Никита от сына отказался».
Однако у версии о плене и расстреле есть серьезные противники. Военный историк Александр Колесник и Герой Советского Союза Александр Щербаков (сын члена Политбюро) считают рассказы Удилова и Докучаева выдумкой.
Их главный аргумент: отсутствие документов. Ни одного письменного подтверждения — ни приговора трибунала, ни решения о похищении, ни секретных донесений — не найдено. Сама статья Удилова, по мнению критиков, содержит множество хронологических и фактических ошибок.
Кроме того, они сомневаются в реальности самой операции. Выкрасть пленного из глубокого немецкого тыла в 1943 году — задача фантастической сложности. Слишком рискованно ради одного человека, пусть даже и сына крупного партийного босса. Да и зачем немцам было церемониться с каким-то лейтенантом, когда у них в плену находились целые генералы?