История

«Тишайший» царь беспокойной страны

«Царь Алексей не посягнул ни на чье имущество, ни на чью честь, ни на чью жизнь… такого государя желали бы иметь все христианские народы, но немногие имеют»

#400-летие Дома Романовых, #Романовы

2013-03-05 15:29:34

Современники восхваляют царя Алексея Михайловича столь велеречиво и единодушно, что поневоле начинаешь сомневаться в их искренности. Но, видимо, Алексей, прозванный «Тишайшим», похвалу действительно заслужил: ведь если дифирамбы соотечественников можно объяснить банальной лестью «царю-батюшке», то какой смысл рассыпаться в комплиментах иноземцам, многие из которых весьма критично отзывались о России?

Вот мнение одного заморского гостя: «Царь одарен необыкновенными талантами, имеет прекрасные качества и украшен редкими добродетелями, он покорил сердца всех своих подданных, которые столько же любят его, сколько и благоговеют перед ним». Ему вторит другой иноземец: «Царь Алексей не посягнул ни на чье имущество, ни на чью честь, ни на чью жизнь… такого государя желали бы иметь все христианские народы, но немногие имеют».

А ведь царствование «тишайшего» Алексея было отнюдь не мирным. Всласть погулял по Волге-матушке удалой сорвиголова Стенька Разин, патриарх Никон учинил церковный раскол, много лет воевали с поляками за Украину. В Москве вспыхивали «соляной» и «медный» бунты, беспорядки сотрясали Новгород и Псков. Крови пролилось много, а мятежи подавлялись жестоко.

Дьяк Григорий Котошихин вспоминал, как наказывали участников «медного» бунта: «Повесили со 150 человек… пытали и жгли, и по сыску за вину отсекали руки и ноги, и у рук, и у ног пальцы». «Тишайший» царь мог быть и беспощадным, но тираном не стал: природное добродушие и мягкость не дали ему ожесточиться. Наверное, поэтому он смог остаться в народной памяти государем «кротким» и «незлобивым».

Детство Алексея было безмятежно: родители души не чаяли в долгожданном и желанном наследнике престола. Царевич получил прекрасное образование. По словам историка С.Платонова, «он был прекрасно знаком с литературой того времени и до тонкости усвоил себе книжный язык. В серьезных письмах и сочинениях царь любил пускать в ход книжные обороты, употреблять цветистые афоризмы… из каждой фразы глядит живая мысль». Писать Алексей любил: до наших дней сохранилось больше 100 его писем, мемуары о войне с Польшей и даже стихи. Историки полагают, что именно царь написал книгу про свою любимую соколиную охоту («Урядник сокольничьего пути»), а ещё - «Сказание об Успении Богородицы» и несколько богослужебных песнопений.

Алексей был очень набожен и благочестив. Царь строго соблюдал пост, ежедневно посещал церковь, молился истово. Рассказывают, что во время великого поста он стоял в храме по пять-шесть часов, клал больше тысячи земных поклонов.

Царь верил в божественное происхождение своей власти. «Бог благословил и предал нам, государю, править и рассуждать люди Своя на востоке и на западе, на севере и на юге вправду», - говорил Алексей князю Ромодановскому. Власть, по убеждению царя, должна быть разумной и справедливой: «Мы, великий государь, ежедневно просим у Создателя, чтобы Господь Бог даровал нам, великому государю, и вам, боярам, с нами единодушно люди Его разсудити вправду, всем равно».

В праздники царь раздавал милостыню, выкупал должников из долговой ямы, прощал и освобождал преступников. В такие дни Алексей покидал свои палаты и выходил «в народ». Царский выход превращался в пышное действо: государя сопровождали бояре, слуги, стража – все в ярких, парадных одеждах. Иноземцев поражали эти величественные шествия. «Двор московского государя так красив и держится в таком порядке, что едва ли найдется хоть один из всех христианских монархов, который превосходил бы в этом московского», - не скрывал восхищения англичанин Коллинс, созерцая царский кортеж.

Царю-интеллектуалу не были чужды незатейливые «простонародные» развлечения: в Потешном дворце Кремля Алексея развлекали заезжие фокусники, акробаты и «карлы». А в 1672 году, по велению государя, в России появился первый театр: в селе Преображенском для царской семьи выстроили «комедийную хоромину». Сценаристом «комедий» стал пастор Иоганн Грегори, а актёрами - дети служивых иноземцев из Немецкой слободы. Алексей приказал присутствовать на представлениях всем боярам. Как видим, азы европейской культуры при московском дворе начал внедрять вовсе не неистовый реформатор Пётр I, а его «тишайший» отец.

Интересовался Алексей и европейской прессой, которую переводили для него дьяки Посольского приказа. Статью о том, как англичане скорбят о свергнутом и казнённом ими короле Карле I, царь лично прочитал боярам на заседании Думы. Видимо, не без намёка…

«Тишайший» царь бывал резок и вспыльчив, осерчав, давал волю языку и рукам. Однажды, возмутившись хвастовством своего тестя Ильи Милославского, государь при всём честном народе влепил боярину пощёчину и пинками вышвырнул из палат. В другой раз «прибил» почтенного старца Родиона Стрешнева, отказавшегося от лечебного кровопускания: царь пустил ему кровь вместо лекаря - собственной рукой. Впрочем, гнев Алексея был недолог: часто после экзекуции он осыпал пострадавшего милостями.

Иной раз придворные обращали себе на пользу отходчивость царя. В одном из писем Алексей не без юмора описывает, как среди зимы он повелел окунать опоздавших на смотр стольников в прорубь, а затем, в качестве «компенсации», сажал их обедать за свой стол. Оценив по достоинству царские деликатесы, многие стольники стали опаздывать специально, чтобы после «водных процедур» вновь сытно пообедать за счёт царя.

В 1647 году Алексей женился на Марии Милославской. Супругу свою обожал, находясь в военных походах, засыпал её нежными письмами, изъясняясь языком куртуазных трубадуров: «Я радуюсь свиданью с вами, как слепой радуется увидеть cвет». Смерть любимой в 1669 году глубоко потрясла Алексея. Лишь три года спустя он вступает в новый брак - с Натальей Нарышкиной.

Всего у царя было 16 детей, но словно злой рок витал над его потомством. Ни одной из 10 дочерей царя не суждено было выйти замуж, а сыновья (за исключением Петра I) рождались слабыми и болезненными. Один за другим умирают три царевича-наследника, лишь четвёртый - Фёдор – смог занять после отца русский престол.

В последние годы правления Алексей часто болел. При дворе развернулась яростная борьба между Милославскими и Нарышкиными: обе семьи стремились навязать царю «своего» наследника. Но Алексей не изменил выбора в пользу старшего сына. 28 января 1676 году умирающий царь благословил Фёдора на царство, велел выпустить из тюрем заключенных и вернуть изгнанников из ссылки. Это были последние благодеяния Алексея. На другой день народ узнал о смерти своего «тишайшего» царя.

Дмитрий Казённов

Кириллица в Дзен
Читайте также:
исправить оишбку
Сухарева Башня
Рекомендуемые статьи
Рекламные статьи
Мы в Одноклассниках
Кириллица в Одноклассниках