Мощи Ярослава Мудрого: как они могли оказаться у американцев
2020-12-16 12:15:57
Павел Каменев

Мордва: каков вклад этого народа в появлении русских

Нет никакого сомнения в том, что русские – это славянский народ. Однако та бескрайняя равнина, которую ныне занимает центральная часть страны, ее историческое ядро, ранее была заселена множеством иных народов, преимущественно финно-угорского происхождения. Отношения между пришельцами-славянами и местными племенами не всегда были добрососедскими, но культурный контакт, существовавший между народностями, все равно никогда не прекращался. И так вышло, что многие из «старожильческих» народов сыграли свою роль в становлении русских.

Мордва: точка этногенеза

Мордву принято относить к финно-волжской подгруппе финно-угорских языков. Впрочем, место, занимаемое народом в общей классификации, довольно спорно и неоднозначно. Обусловлено это, собственно, тем, что народа «мордва» как некоей монолитной, связанной общей культурой и языком общности, на самом деле не существует. Вместо этого есть две разные, родственные, но не до степени смешения, народности – эрзяне и мокшане. В советской этнографической практике их считали частью единого целого, по сути – субэтносами, но сейчас эту точку зрения отрицает большинство ученых. Переоценка целостности мордвы обусловлена рядом причин, включая антропологические, культурные и даже языковые различия двух народов. Так, например, если эрзянин и мокшанин примутся общаться друг с другом на родных языках, то не смогут разобраться в речи своего собеседника. Важнее же всего то обстоятельство, что и у эрзян, и у мокшан нет и никогда не было единого самосознания, они не воспринимают друг друга как составные части одного народа. В довершении всего – в их языках в принципе не существует слова «мордва».

Тогда откуда же взялось это название в русском языке? Очевидно, оно было заимствовано в  глубокой древности. С большей долей вероятности исходной является форма «mrta» (что означает «человек»), происходящая из языков индоиранских кочевников юга современной России. Впрочем, вопреки тому, что народа с таким названием в полном смысле этого слова не существует, в отечественной традиции по-прежнему принято называть эрзян с мокшанами единым собирательным экзонимом «мордва».

Ранее два этих народа проживали на огромной территории: им принадлежали земли, которые сегодня занимают Нижегородская, Тамбовская и Пензенская области. Они обильно расселились по течению реки Волги.

Видимо, их контакты с русским миром начались уже в самом начале Средневековья. В русских летописных сводах термин «мордва» начинает упоминаться уже к XI веку. Из всей той базы источников, которая проливает свет на историю народов России в раннем Средневековье, особенно ценны свидетельства, составленные арабскими купцами и путешественниками. Так, например, мусульманский странник Ибн-Хаукаль в книге «Путей и государств» сообщает следующее: «Русы состоят из трёх племён, из коих одно ближе к Булгару, а царь его находится в городе, называемом Киев. Второе племя выше первого, оно называется Салавия… А третье племя называется Арса. Люди отправляются торговать с ними в Киев. Но чтобы кто-то достигал с иностранцами до Арсы, то этого я никогда не слышал, ибо они убивают всякого иностранца, вступающего в их землю. Но они спускаются по воде и ведут торговлю, ничего не рассказывая про свои дела и товары и не допуская никого провожать их и входить в их страну. Из Арсы вывозятся чёрные соболи, чёрные лисицы и свинец».

По утверждениям видных ученых-арабистов X. Френа, П.С. Савельева и А.Я. Гаркави следует, что под именем Арса восточному миру были известны эрзяне, которые воспринимались не как отдельный народ, а одно из славянских русских племен.

Процесс включения эрзян и мокшан в состав земель русских князей был довольно затяжным и болезненным, финно-угорские племена не спешили переходить в подданство к славянским правителям. Вероятно, что до начала покорения русскими эрзяне и мокшане находились в какой-то форме подданства по отношению к кочевым народам Поволжья, но по мере их постепенного ослабевания подпали под влияние Киевской Руси, начав выплачивать ей дань.

Вклад мордвы в этногенез русского народа

В дальнейшем начался процесс постепенной ассимиляции мордвы, который получил особо широкое распространение на территории нынешней Нижегородской области. Эрзянские и мокшанские крестьяне, сопротивляясь агрессивной их христианизации, периодически устраивали масштабные восстания. На тот момент у них начинается постепенная трансформация традиционных языческих верований под сильным влиянием христианской риторики.

За пределами же Нижегородской области мордва часто оказывалась вне помещичьих угодий, они не несли обязательной трудовой повинности у дворян, но должны были выплачивать налоги в казну, что, впрочем, не отменяло ассимиляции мордвы русскими, но только несколько растягивало процесс во времени.

В этнографической науке по отношению к народам, которые служат базой для расселения пришлых этносов, используется специальный термин – «субстрат». И, безусловно, по отношению к русским эрзяне и мокшане выступают именно в такой роли. Их крестили в православие, мордовские девушки выходили замуж за приехавших русских парней и через несколько поколений никто уже и не мог вспомнить о том, что где-то у основания семейного древа притаились финно-угорские предки. То, что многие русские центральных регионов происходят из семей обрусевшей мордвы, было понятно еще отцу отечественной исторической науки Василию Осиповичу Ключевскому. Так, например, он писал следующее: «Наша великорусская физиономия не совсем точно воспроизводит общеславянские черты. Другие славяне, признавая в ней эти черты, однако замечают и некоторую стороннюю примесь: именно, скулистость великоросса, преобладание смуглого цвета лица и волос и особенно типический великорусский нос, покоящийся на широком основании, с большей вероятностью ставят на счёт финского влияния».

Значительная часть эрзян, спасаясь от гнета помещиков, бежала за Волгу, в новые, пока мало обжитые земли. Те же, что остались в центральной России, во множестве регионов оказались полностью ассимилированы и влились в состав русского народа. То немногое, что сегодня может напомнить о финно-угорском происхождении далеких предков этих людей, это фамилии. Гундяевы, Петрунины, Кудашкины – все эти фамилии свидетельствует о том, что основатель рода имел прямое отношение к поволжским финно-угорским племенам.

Летописное упоминание

Летописец, описывая процесс призвания варягов, приводит довольно большое количество различных племен и народов, которые принимали участие в этом процессе. Среди прочего там фигурируют меря и мурома. До нашего времени оба эти народа не сохранились, будучи полностью ассимилированы русскими еще в средние века. Ученые, однако, предполагают, что две эти народности были родственны эрзянам и мокшанам. Возможно, это были их субэтносы. И, если такая гипотеза верна, то можно предположить, что мордва входит в круг тех летописных народов, с которых и начинается рождение Киевской Руси.

Читайте наши статьи на Дзен

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: