Могилы цыганских баронов: что в них необычного
В давние времена, если цыган умирал, члены табора не всегда могли похоронить его с соблюдением всех ритуалов. Многие представители кочевого народа находили последнее пристанище буквально «на дороге» – то есть в ближайшем лесу или в поле (желательно, в зарослях ежевики)..
Однако теперь большинство цыган хоронят на кладбищах, а самые пышные похороны устраивают так называемым цыганским баронам. Цыганские представления о том, как должна быть обустроена могила, сходны с традициями многих древних народов, начиная, пожалуй, с эпохи Древнего Египта.
«Дома» под землёй
Как считают этнографы, предки цыган вышли из Индии в Средние Века. Между тем, цыганский похоронный обряд совершенно не похож на индийский. В Индии преобладает обычай кремации. Цыгане же придерживаются противоположного, но не менее древнего обычая.
«Чем древнее культура, тем в большей степени смерть включена в жизнь, тем в большей мере могила напоминает дом, гостиничный номер, а для особо взыскательных клиентов – так и целый пятизвездочный сьют», – пишет этнограф Константин Банников.
Цыганские могилы напоминают захоронения кочевых индоевропейцев-язычников, а именно, скифские курганы, внутри которых устраивались «комнаты»-срубы, наполненные всевозможной утварью.
Для умершего цыганского барона в земле сооружают настоящий бетонный бункер, своего рода «квартиру»-мавзолей. Внутрь помещают символы социального престижа, характерные для конкретной эпохи: мебель и технику, алкогольные бары и кондиционеры, деньги и драгоценности. Случалось, что «гробами» для умерших цыган становились их собственные автомобили. В обязательном порядке (не только для баронов) православные цыгане кладут в могилу три вещи – постель покойника, ковёр и икону.
Причина столь необычного похоронного обряда отчасти кроется в представлении о «нечистоте» вещей, оставшихся после умершего. Вместе с тем, цыгане верят, что если в могиле будет много предметов, то загробную жизнь покойный проведёт в достатке и благополучии. Будучи вечным кочевником, только после смерти цыган обретает «настоящий дом». Поэтому и сами цыганские похороны, шумные и многолюдные, со стороны больше похожи на праздники. Поминки по ушедшим в мир иной продолжаются не меньше недели.
Как и гробницы египетских фараонов, цыганские склепы привлекают внимание грабителей. По сообщению газеты «Коммерсантъ», летом 2000-го года неизвестные проникли в могилу цыганского барона на Заельцовском кладбище Новосибирска. Воры вынесли оттуда цветной телевизор и видеомагнитофон, а с тела самого барона сняли золотые часы, цепь и перстень. В краже были заподозрены другие цыгане, знавшие о подробностях захоронения.
Посмертная роскошь
На обустройстве могил цыгане не экономят – деньги на похороны родителей дети начинают копить за много лет до их кончины. Цыганские могилы часто располагаются на особых участках кладбищ – «цыганских кварталах» или, как их иронично называют местные жители, «аллеях цыганской славы». Такие участки можно встретить в Красноярске, Новосибирске, Донецке. В одном месте обычно лежат целые семейные кланы.
«В изумление приводят своей грандиозностью, показной «роскошью», экстравагантным видом, непременно лучшими месторасположениями на кладбищах зоны цыганских захоронений», – отмечает исследователь Лариса Пискунова в статье «Городские кладбища в динамике социальных репрезентаций (семиотический анализ)».
Иногда на могилах возводятся скульптуры – в качестве примера можно привести памятник влиятельному генерал-лейтенанту цыганского происхождения Якову Сергунину (Решетникову), похороненному на Троекуровском кладбище в Москве. Но самый распространённый тип памятника – плита из чёрного гранита, на которой покойного изображают в полный рост. На могиле одного человека может быть сразу несколько изображений. Данная традиция характерна в том числе и для цыган, исповедующих ислам, хотя обычно российские мусульмане, следуя прописанному в Коране запрету, не изображают на могильных памятниках человеческие фигуры.
Памятник точно заменяет цыгану полноценный подземный «дом». Человека изображают сидящим или стоящим в роскошной обстановке – рядом с ним кресла и люстры, столы со снедью и другие атрибуты «красивой жизни». Некоторые цыганские портреты включают изображения коней на заднем фоне (доцент факультета социальных наук НИУ ВШЭ Михаэль Рохлиц называет этот образ «символом благополучия» в цыганской культуре). В «осовремененном» варианте коней заменяют автомобили.
Так как имена и фамилии рома часто не отличаются от русских, наряду с ними указывают прозвища. Цыганок на памятниках можно узнать по платкам, национальным платьям, украшениям – такой изображена, например, заслуженная артистка РСФСР Ляля Чёрная, умершая в 1982 году. Мужчины изображаются в кепках, папахах, классических и спортивных костюмах, кожаных куртках. Важные этнические атрибуты – кольца, серьги, цепи, браслеты – гравировщики часто выделяют позолотой.
Можно предположить, что именно у цыган позаимствовали некоторые особенности оформления могил российские криминальные авторитеты. На памятниках «воров в законе» обычно можно встретить точно такие же атрибуты – реалистическое полноростовое изображение и символы материального достатка.
Читайте наши статьи на Дзен