«Глазик выколю, другой останется…»
В современном русском мире традиции стали круговоротом стыда. С одной стороны, наследие предков нужно беречь, и даже если не всё в нём для нас понятно, другого ментального багажа из прошлого у нас нет. Быть недовольным не временными веяниями, а в целом, исконными нравами и бытом своего народа — иррационально. Но с другой стороны, в том виде, в котором доступнее всего преподносится наша старина, любить её ещё более противоестественно.
Искусственная традиция
Получается замкнутый круг чудовищного процесса: мы видим выступления народных ансамблей, где люди почтенного возраста, почему-то, в нарядах женихов и невест поют стандартными эстрадными голосами про калину и любовь, мы, как русские, вроде бы, должны всё это ценить уважать, но мозг так не считает. Он заставляет нас немедленно переключить канал или убежать подальше. На весьма посредственно поставленные хореографические пляски стыдно смотреть, уже не говоря о том, чтобы к ним присоединиться, будучи трезвым. Но самое страшное – это когда от отчаяния человек ныряет в омут с головой и через силу, через самоубеждение заставляет себя полюбить такой фольклор. Эту искусственную традицию, которой никогда и не было. И если выдачу желаемого за действительное ещё можно понять, то в данном случае, до сих пор за него выдаётся… не желаемое.
Опальное мастерство
Худшие времена для адекватного представления о русских традициях наступили с революцией. Новая власть стала отнимать и уничтожать домашние ткацкие станки и другие орудия самообеспечения, запрещалось на полевые работы носить традиционную одежду, гонения начались на тех, кто ткал бархат, плёл кружева, ведь пролетариям не нужны все эти мещанские штучки. Но те умельцы, которых не репрессировали, предприняли попытку выжить и сохранить своё дело. Ведь вышивать крестиком можно и вождей народа, кружевом изображать достижения сельского хозяйства, бархат пускать на знамёна, золотом вышивать серпы и молоты.
Песни можно петь попроще, тем более, что большинство из них пелись в контекстах строго осуждаемых народных обрядов. Так и закатилось солнце нашего национального духа. И видимо, даже этот закат оставить в покое было нельзя. Собрав этнографический материал, исказив и переиграв его под нужды нового общества, наведя во всём «порядок» — песни по нотам, танцы по фигурам, вышивки по схемам – готового Франкенштейна вывели на публику под эгидой зоркой охраны русского образа. Со временем, взрослый состав фольклорных объединений стал уступать детскому, и всё движение приобрело больше образовательную сторону, что мы и видим сегодня.
Эффект отвращения
Одна из причин дикой путаницы выдумки и правды в мире увлечения фольклором – несистемный подход. Если женщина в сарафане вместо джинсов очевидно ближе к русской традиции, то та же женщина в девичьей головной повязке, как и распоясанный мужчина, от неё автоматически отдаляются на энное расстояние. Нарушение целостности образов даёт тот самый эффект отвращения. Если предположить, что генетическая память в той или иной мере реально существует, то это то же самое, что увидеть кошку с пятью ногами. Любая попытка что-то сохранить или восстановить будет загублена на корню и принесёт только вред, если искать в обрядах, песнях и одежде предков не смысл, а декоративность и колорит.
Однако, со смыслом тоже можно попасть впросак. Существует масса академической литературы по семантике славянского орнамента, сакральному содержанию песен и обрядов, но в учёном мире, как и везде, есть борцы за свои идеи. Изучая противоречащие друг другу теории, большинство людей попадают обратно в ту же фрустрацию незнания, предпочитая, в итоге, махнуть рукой и сказать: «Всё равно ничего не сохранилось, будем плыть по течению, и вообще, наука вся кем-то, кажется, куплена». И тут, на сцене появляются духовные или политические лидеры, к которым всегда можно примкнуть и которые с радостью дадут в пользование уже готовые тезисы.
Знать или уметь?
Основные враги традиционной культуры – упрощение и унификация. Если неподготовленный человек возьмёт в руки обычный коровий рожок и дунет в него, никакого звука не получится вообще. Но вот, этот рожок берёт охотник и трубит так, что слышно за километры. Есть и те, кто не может справиться с простой свистулькой, она молчит и всё тут, имей хоть два высших образования.
Наше современное сознание завязано на последовательность действий. Взял в руки – дунул – зазвучало. Так-то оно так, но есть в каждом подобном деле секрет, который трудно разъяснить словами, нужно пару раз посмотреть, как делает мастер, и мышечная память закрепит результат. Так вот, если эстрадным или оперным, превосходно поставленным голосом, спеть народную песню, она не тронет сердце так, как должна. Она сойдётся по смыслу, тексту, экспрессии, но не будет «той самой» и её не сразу узнают в той деревне, где когда-то записали.
Можно нарисовать пятна на глиняном горшке, но он останется необожжённым и со временем, развалится на части, потому, что молочный обжиг, дающий внешне такой же рисунок, не был произведён на самом деле. У традиционных искусств есть свой набор методов, которые никак нельзя заменить. Но если всё так наглядно ясно со звуком и бытовыми предметами, то эффект от костюмов и росписи, чисто зрительный, менее очевиден, что даёт удобную площадку для буйства фантазии.
В итоге, разветвлённые солярные знаки со старушечьих юбок перекочёвывают на мужские подолы рубах, и это, на первый взгляд, кажется нормальным, ведь плохого не вышивают на одежде, да и красиво. Этак, брутально и национально, но совершенно невообразимо в народной среде. Естественно, традиционная культура в своих канонах тоже даёт некоторый люфт, но упростив и приведя к единому знаменателю технологии, легко потерять ту изначальную энергию, которая закладывалась в цель деятельности. Ансамбль песни и пляски, изображающий «камаринского» представляет собой жуткий сюрреализм, не дающий представления вообще ни о чём.
Не все так плохо
Однако, в наши дни не всё так плохо. Этнография стала особым увлечением молодёжи в последнее десятилетие. Теперь в ней ценится не лихая декоративность, а скрупулёзность, мастерство, объём знаний первоисточников. Некоторое количество удивительно упорных людей продвинули то, на что взглянуть полезно и приятно: ансамбль «Воля», клубы женских ремёсел «Русские начала» и «Параскева», работают с успехом клубы традиционных танцев «Гуляй Нога» и «Туда-Сюда», фото с этнофорумов и смотрин облетают весь мир.
И тут, начинается открытое молчаливое столкновение постреволюционного карнавального фольклора с настоящим возрождением искусств и лучших традиций. У каждого нашего соотечественника есть реальный шанс подтолкнуть в пропасть ложные образы и безвкусицу, снова сделать свой выбор и полюбить русское всерьёз, не через силу и долг, не через стыд; снова есть повод для великой гордости и восторга за свою культуру. Воскресает то чувство, когда некуда идти за новыми впечатлениями, потому, что все они уже здесь, рядом, почти внутри. А дикое, нелепое и пошлое не имеет эпохи, оно таковым остаётся всегда.
Читайте наши статьи на Дзен