Как на Руси лечили бесплодие?
Бесплодие и в наши дни — настоящая беда для супружеской пары, а уж в старину, когда главным, если не единственным смыслом создания семьи было рождение ребенка, невозможность зачать была и вовсе катастрофой. Бесплодие остро переживали люди всех сословий. Знатным нужны были наследники, крестьянам – работники. Средства от бесплодия всегда были в ходу. Их можно разделить на три большие группы.
Знахарские средства
За века своего существования народная медицина выработала множество способов лечения травами разных болезней, в том числе и бесплодия. Многие из этих способов вполне актуальны и сегодня — современная медицина признает действенность травяных отваров и настоев. Вот несколько популярных у знахарей рецептов травяных снадобий для лечения бесплодия.
Настой семян шалфея. Для его приготовления ложку семян нужно залить стаканом кипятка. После окончания месячных нужно пить этот настой 11 дней утром и вечером. Так необходимо поступать на протяжении трех месяцев. Если беременность не наступила, знахари советовали после двухмесячного перерыва повторить курс.
Отвар семян подорожника принимали как при женском, так и при мужском бесплодии. Его готовили так: ложку семян заливали стаканом кипятка и кипятили три минуты, после чего отвар настаивали и процеживали. Пили отвар на протяжении трех месяцев четыре раза в день по две столовые ложки.
Отвар боровой матки. Листья и цветы растения заливали кипятком и варили на малом огне минут 10, затем настаивали и процеживали. Отвар принимали четыре раза в день до приема пищи.
Рецепты такого рода можно найти в большом количестве в каждом травнике или лечебнике, и используются в них травы, в эффективности которых не сомневается и современная фармакология. Это спорыш, Марьин корень, кукушкин горицвет и другие растения.
Магические средства
Знахарство и магия шли в древние времена рука об руку. Отвары и настои сопровождались разнообразными ритуалами. Так, знахарки советовали женщинам, желающим забеременеть, сидеть на тех же лавках и скамейках, где перед тем садилась беременная, выпросить у беременной товарки непременно льняную нательную рубаху и носить ее. Некоторые ведуны советовали бесплодным женщинам на заре пойти в лес, наломать там веток березы, сделав из них веник, а вернувшись на свой двор, зайти в хлев, где стоит недавно отелившаяся корова, и, оглаживая ее по бокам веником, приговаривать: «У тебя теляти, а мне – дитяти». Затем с этим веником надо пойти в баню, причем парить бездетную женщину должна та, у которой есть ребенок, желательно не один.
Существовало и множество заговоров от бесплодия. Вот один из них: «У лошади — жеребяти, у коровы — теляти, у овцы — ягняти, у меня нет дитяти. Как месяц растет-нарастает, так пусть из семяни семечко будет для меня деточка. Благослови, Господи. Аминь». Этот заговор женщина произносила перед раскрытой супружеской постелью, обходя спальню с горящей свечкой в руке.
Религиозные средства
И, конечно же, наиболее действенными и уважаемыми с момента принятия христианства оставались молитвы и паломничество в монастыри, где имелись иконы или иные реликвии, способствующие исцелению от бесплодия. С целью вымолить ребенка отправлялись в Муром, где в Свято-Троицком монастыре находятся мощи святых Петра и Февронии, в московский Зачатьевский монастырь, основанный царем Федором Иоанновичем в честь того, что его супруга Ирина смогла понести. Монастырь был посвящен зачатию праведной Анны.
О зачатии молились перед иконами Богородицы, обращались с молитвами к архангелу Гавриилу, праведным Иоакиму и Анне – родителям Пресвятой Девы, святому Николаю-угоднику, святым Петру и Февронии. Об избавлении от бесплодия молились также святой Великомученице Параскеве и Александру Свирскому.
Читайте наши статьи на Дзен