«Проклятые» места на Руси: как их определяли?
Во все времена существовали поверья о так называемых «проклятых» местах, где опасно было находиться людям. На Руси прежде, чем строить дом, старались заранее определять, «благое» это место или «лихое».
Какие места на Руси считались «добрыми», а какие – «проклятыми»?
Очень важен был выбор места при строительстве церквей. «Известно, что храмы на Руси строили в «хороших» местах, где из-под земли исходили положительные, благодатные токи, — пишет исследователь Николай Непомнящий в книге “ХХ век. Проклятие вещей и проклятые места”. — Определяли такие места особые люди, называвшиеся лозоходцами, – из-за своего обычая использовать лозу при поиске таких мест» (лоза – деревянная палка-рогатина, в наше время это рамка из металлической проволоки — Авт.)
Это было не просто суеверие. Сегодня существование патогенных зон, губительных для всего живого, научно доказано. Например, в местах геологических разломов могут происходить выбросы магнитного излучения, угнетающе воздействующие на организм и психику человека. Но отрицательная энергетика, по словам экстрасенсов и парапсихологов, может возникать и там, где происходило что-то плохое. Так, «гиблыми» или «проклятыми» издавна считались дома и места, где случались убийства и самоубийства, жили колдуны или просто дурные люди, проводились ритуалы черной магии, где видели призраков. Иногда история места и впрямь была связана с проклятием.
В таком месте людям не было житья: они либо болели, либо у них случались какие-нибудь беды. Не приживались там часто и домашние животные, скотина. Деревья и растения засыхали, не цвели, не плодоносили.
Где было можно, а где нельзя ставить дома?
Но не всегда состояние «ауры» данного места являлось очевидным. На Руси издавна для определения этого приглашали «знающих» людей, проводили специальные обряды.
Так, при планировании жилых кварталов Санкт-Петербурга Петр I распорядился поступать следующим образом. В предполагаемых местах строительства на равном расстоянии друг от друга чертили линии, вдоль них вбивали колья, к которым прикрепляли куски сырого мяса. Там, где мясо дольше всего не портилось, потом строили дома. В наши дни этот «ритуал» получил научное обоснование: в геопатогенных зонах быстрее развиваются микроорганизмы, способствующие процессам гниения. Был еще такой способ: расставляли в «контрольных точках» горшки с молоком и ждали, где молоко скиснет быстрее всего, а где будет долго оставаться свежим.
При строительстве домов в старину на Руси соблюдали следующие правила. Место под постройку выбирали обязательно после праздника Покрова. Дом не должен был располагаться возле заброшенной старой дороги – считалось, что по ней будут «уходить» достаток и благополучие. Нельзя было строить дом на месте старой бани, пожарища или там, где когда-то пролилась кровь. И, конечно, нельзя было строиться на местах захоронений.
Как выбирали место для строительства?
Прежде чем окончательно определиться с местом, его долго и тщательно обследовали. В частности, наблюдали за поведением животных и насекомых. Например, выстилали место будущего строительства дубовой корой, а через три дня поднимали ее. Если под корой оказывались пауки или муравьи, то место считалось «лихим», и от строительных планов отказывались. Если же там были червяки, то место считалось «добрым». Качество места нередко определяли и по количеству мышиных нор – чем больше их было, тем здесь лучше и безопаснее. Однозначно не ставили дома на участках, которых избегали звери и птицы, где не росла трава. Зато благоприятным считалось место, где останавливался конь, запряженный в повозку, на которой везли первую лесину для строительства, или где ложилась на землю выпущенная из хлева молодая корова.
Определив место, будущий хозяин очищал его, опахивал участок по кругу, а внутри круга намечал квадрат для фундамента будущей постройки, который делился крестом на четыре части. Затем нужно было отправиться «на все четыре стороны» и с каждой стороны привезти по большому камню-валуну. Они закладывались как основание под углы будущего дома.
Но это было еще не все. В новый дом не зря было принято первой запускать кошку. Там, где она устраивалась, нельзя было ставить лавку или кровать. В наше время говорят, что кошки любят отрицательную энергетику…
В Москве «гиблыми» считались район Ветродуя — нынешнего Теплого стана, Калужская площадь, оконечность Арбата, Замоскворечье, излучина Москвы-реки в районе нынешнего метромоста, Лужники. Там официально запрещалось возводить здания.
А вот в наше время при застройке редко думают о пригодности места с точки зрения энергетики — и многие и вовсе считают это полным вздором.
Читайте наши статьи на Дзен