Мощи Ярослава Мудрого: как они могли оказаться у американцев
2012-11-03 11:59:10

Димитриевская суббота

Сегодня Димитриевская родительская суббота. В этот день мы вспоминаем всех воинов, погибших за веру и отечество на поле брани, а также всех умерших скоропостижной смертью, которые не были напутствованы в жизнь вечную молитвами святой Церкви.

Димитриевская суббота, бывшая первоначально днем поминовения православных воинов, установлена великим князем Димитрием Иоанновичем Донским. Одержав знаменитую победу на Куликовом поле над Мамаем, 8 сентября 1380 года, Димитрий Иоаннович, по возвращении с поля брани, посетил Троице-Сергиеву обитель. Преподобный Сергий Радонежский, игумен обители, ранее благословил его на брань с неверными и дал ему из числа братии своей двух иноков — Александра Пересвета и Андрея Осляблю.

 


Многие воины на поле Куликовом видели помощь Небесных сил бесплотных. Преподобный Сергий в часы битвы стоял на молитве, прозорливо видел через сотни верст все события сражения, поминая сраженных воинов. На стороне святого Димитрия сражалась вся русская земля, тогда, как и сейчас, территориально раздробленная, но объединенная верой.


В августе 1380 года преподобный Сергий Радонежский благословил великого князя Димитрия Донского на битву с Мамаем. Великий князь вернулся домой с победой. Совершив поминовение усопших воинов, он предложил Церкви ежегодно поминать убиенных воинов в субботу, ближайшую к дню памяти Великомученика Димитрия Солунского (8 ноября), т.е. перед днем его Ангела. Впоследствии эта суббота получила статус родительской. Все православные христиане в этот день поминают своих усопших родственников и близких людей.


Чтобы правильно помянуть усопшего в грядущую Димитриевскую субботу, нужно прийти в храм к началу службы и подать заупокойную записку с его именем в церковный киоск. Церковь поминает своих чад поименно, потому что Бог — наш Отец и для Него каждый человек как родное дитя, незаменим, неповторим в своей личности, а личность человека запечатлевается его именем.



В заупокойных записках имена пишутся полностью в Родительном падеже. У священнослужителей нужно указывать сан, дети до семи лет именуются младенцами, от 7 до 16 лет — отроками или отроковицами, если со дня кончины не прошло 40 дней — нужно добавлять слово «новопреставленный». Имена пишутся православные, т.е. данные при Святом Крещении. За усопших, имена которых написаны в записках, священником из просфоры вынимается частица и, с молитвой о прощении грехов, омывается в Крови Христовой. Очень хорошо подать нищим посильную милостыню с просьбой молиться об усопшем. Можно пожертвовать на помин души какую-либо снедь, для этого в храмах существуют особые панихидные столики. Самым простым и распространенным способом жертвы за умершего является покупка свечи. В каждом храме есть канун — особый подсвечник в виде прямоугольного столика с небольшим Распятием. Именно сюда ставят свечи с молитвой об упокоении, здесь совершаются панихиды и заочные отпевания.

После богослужения православные христиане идут на кладбище. Из любви к усопшему нужно соблюдать в чистоте и порядке его могилу — место будущего воскресения. Надо особо следить, чтобы крест на могиле не покосился, всегда был окрашен и чист. Придя на кладбище, хорошо зажечь свечу, помолиться об умершем. Если есть возможность — совершить Литию. Затем прибрать могилу или просто помолчать, вспоминая дорогого человека. Есть и пить (особенно водку) на кладбище христианину не подобает. Не нужно оставлять на могиле еду, лучше отдать ее нищим.

Ходатайствуя за умерших, живые становятся исполнителями заповеди о любви и, значит, становятся «участниками небесных наград». Молитвы за умерших нужны не только им, но и нам, потому что настраивают душу на небесное, отвлекают ее от суетного, согревают сердце любовью к Богу. К тому же они располагают души к исполнению заповеди Христовой — готовиться к исходу на всякий час. И это дает нам силы уклоняться от зла и воздерживаться от грехов.

Читайте наши статьи на Дзен

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: