Димитриевская суббота
Сегодня Димитриевская родительская суббота. В этот день мы вспоминаем всех воинов, погибших за веру и отечество на поле брани, а также всех умерших скоропостижной смертью, которые не были напутствованы в жизнь вечную молитвами святой Церкви.
Димитриевская суббота, бывшая первоначально днем поминовения православных воинов, установлена великим князем Димитрием Иоанновичем Донским. Одержав знаменитую победу на Куликовом поле над Мамаем, 8 сентября 1380 года, Димитрий Иоаннович, по возвращении с поля брани, посетил Троице-Сергиеву обитель. Преподобный Сергий Радонежский, игумен обители, ранее благословил его на брань с неверными и дал ему из числа братии своей двух иноков — Александра Пересвета и Андрея Осляблю.
Многие воины на поле Куликовом видели помощь Небесных сил бесплотных. Преподобный Сергий в часы битвы стоял на молитве, прозорливо видел через сотни верст все события сражения, поминая сраженных воинов. На стороне святого Димитрия сражалась вся русская земля, тогда, как и сейчас, территориально раздробленная, но объединенная верой.
В августе 1380 года преподобный Сергий Радонежский благословил великого князя Димитрия Донского на битву с Мамаем. Великий князь вернулся домой с победой. Совершив поминовение усопших воинов, он предложил Церкви ежегодно поминать убиенных воинов в субботу, ближайшую к дню памяти Великомученика Димитрия Солунского (8 ноября), т.е. перед днем его Ангела. Впоследствии эта суббота получила статус родительской. Все православные христиане в этот день поминают своих усопших родственников и близких людей.
Чтобы правильно помянуть усопшего в грядущую Димитриевскую субботу, нужно прийти в храм к началу службы и подать заупокойную записку с его именем в церковный киоск. Церковь поминает своих чад поименно, потому что Бог — наш Отец и для Него каждый человек как родное дитя, незаменим, неповторим в своей личности, а личность человека запечатлевается его именем.
В заупокойных записках имена пишутся полностью в Родительном падеже. У священнослужителей нужно указывать сан, дети до семи лет именуются младенцами, от 7 до 16 лет — отроками или отроковицами, если со дня кончины не прошло 40 дней — нужно добавлять слово «новопреставленный». Имена пишутся православные, т.е. данные при Святом Крещении. За усопших, имена которых написаны в записках, священником из просфоры вынимается частица и, с молитвой о прощении грехов, омывается в Крови Христовой. Очень хорошо подать нищим посильную милостыню с просьбой молиться об усопшем. Можно пожертвовать на помин души какую-либо снедь, для этого в храмах существуют особые панихидные столики. Самым простым и распространенным способом жертвы за умершего является покупка свечи. В каждом храме есть канун — особый подсвечник в виде прямоугольного столика с небольшим Распятием. Именно сюда ставят свечи с молитвой об упокоении, здесь совершаются панихиды и заочные отпевания.
Ходатайствуя за умерших, живые становятся исполнителями заповеди о любви и, значит, становятся «участниками небесных наград». Молитвы за умерших нужны не только им, но и нам, потому что настраивают душу на небесное, отвлекают ее от суетного, согревают сердце любовью к Богу. К тому же они располагают души к исполнению заповеди Христовой — готовиться к исходу на всякий час. И это дает нам силы уклоняться от зла и воздерживаться от грехов.