Почему Георгий Юматов недолюбливал Василия Ланового
Актёров Георгия Юматова и Василия Ланового, сыгравших главных героев в культовом советском кинофильме «Офицеры», связывала крепкая многолетняя мужская дружба, но мало кто знает, что начиналась она с личной неприязни, возникшей на съёмочной площадке другой значимой киноленты.
«Павел Корчагин»
Яблоком раздора между звёздами советского кино стала роль легендарного Павла Корчагина — персонажа произведения Николая Островского «Как закалялась сталь». Воплотить на экране образ кумира целого поколения мечтал каждый артист, но режиссёры Александр Алов и Владимир Наумов отдали предпочтение Георгию Юматову, который на тот момент уже был известен широкому зрителю.
Съёмки картины проходили в 1956 году на киевской киностудии, и когда уже было отснято несколько сцен, режиссёры поняли, что немного прогадали с исполнителем главной роли. Им не нравилось, как Георгий Юматов, который был старше своего киногероя, интерпретировал образ юного комсомольца Павла Корчагина, а потому они заметно нервничали и затягивали работу.
Павел Корчагин в исполнении Г. Юматова получался этаким лихим парнем-рубахой, который с лёгкостью преодолевал все выпадавшие на его долю трудности и несчастья. Постановщики фильма не могли добиться от актёра необходимой борьбы, драматизма и неожиданности, а получавшийся простоватым и бесшабашным юматовский Корчагин их не устраивал.
Пытаясь разорвать этот замкнутый круг, А. Алов и В. Наумов задумались над заменой актёра, исполнявшего главную роль.
По стечению обстоятельств в соседнем павильоне той же киностудии режиссёр Владимир Петров снимал фильм «Триста лет тому…», про борьбу украинского казачества и крестьянства против польского нашествия, в котором роль поручика Бронислава Оржельского исполнял молодой актёр Василий Лановой.
Его игра пришлась по душе создателям кинокартины «Как закалялась сталь», и когда Г. Юматов внезапно заболел, а по утверждению некоторых лиц в очередной раз ушёл в алкогольный запой, они произвели рокировку, предложив Василию Лановому вжиться в роль Павла Корчагина.
Счастливый билет
Будучи студентом 3-го курса Василий Лановой без ложной скромности сразу же принял их предложение, и даже самоуверенно заявил, что эта роль предназначена исключительно для него, поскольку его знакомство с Павлом Корчагиным произошло ещё во время войны, а в театральной студии «ЗИЛа» он уже воплощал этот образ комсомольца на сцене.
В. Лановой, которому на тот момент едва исполнился 21 год, в своих мемуарах отмечал, что не только он создавал образ Корчагина на экране, но и Корчагин формировал его как человека и личность.
Воспринимая перипетии судьбы Павла, как свои собственные, Василий полностью погрузился в образ, играя горячо и обострённо. Режиссёры картины, желавшие увидеть максималиста, осознанно и глубинно шедшего на самопожертвование ради великой идеи, были довольны работой Василия Ланового, который после выхода картины на экран превратился в звезду советского кино.
«Офицеры»
Единственным проигравшим в этой ситуации стал Георгий Юматов, который, лишившись роли, обиделся на Василия Ланового и вплоть до начала съёмок фильма «Офицеры», а произошло это в 1970 году, не общался с ним.
В новой кинокартине им предстояло сыграть друзей, вместе прошедших через тяготы нескольких воин и сумевших, несмотря на жизненные обстоятельства и даже любовь к одной женщине, сохранить свою дружбу.
Г. Юматову была предложена роль, занимающая 70% экранного времени, а В. Лановому – 30%, но вопреки такому дисбалансу, каждый из них сумел создать запоминающийся образ, не теряющий своей актуальности.
Георгий Юматов, слабо веривший в успех фильма, поскольку, как фронтовик, считал, что война в нём представлена неправдиво, сыграл офицера Алексея Трофимова, а Василий Лановой – его романтичного коллегу Ивана Варавву.
Совместная работа примирила актёров, и их взаимная симпатия постепенно переросла в истинную дружбу, которую они пронесли сквозь годы.
Лановой видел в Юматове заслуживающего уважение старшего товарища, с которым у него по многим вопросам сходились взгляды, а бескомпромиссный Георгий со свойственной ему прямолинейностью и привычкой говорить правду в глаза, увидел в Василии человека, на которого можно положиться в любой ситуации.
Судьбе было угодно, чтобы эти два друга, вместе отмечавшие праздники и помогавшие друг другу в трудные минуты, сыграли вместе ещё в двух картинах: «Петровка, 38» и «Огарёва, 6».
90-е годы
В 90-е годы XX века, когда российский кинематограф находился в состоянии глубочайшего кризиса, Василий Лановой продолжал играть на театральной сцене и оставался востребованным киноактёром, а Георгий Юматов, не сумевший примириться с действительностью и не любивший театральные подмостки, остался без работы и средств к существованию.
Тяжёлое финансовое положение и творческая невостребованность способствовали частым запоям Г. Юматова, один из которых привёл к трагедии.
6 марта 1994 года Юматов, находясь в состоянии алкогольного опьянения, выстрелил из охотничьего ружья в дворника Мадатова, помогавшего ему с похоронами любимой собаки. К несчастью выстрел оказался смертельным, и актёра арестовали.
В ходе следствия выяснилось, что взяться за оружие Г. Юматова вынудили слова дворника о том, что зря в Великой Отечественной войне не победила Германия.
Обвинённому в предумышленном убийстве на почве ссоры Юматову грозил тюремный срок от 3 до 10 лет, и кто знает, как бы сложилась его судьба, если бы на помощь другу, от которого отказались практически все знакомые, не подоспел В. Лановой.
Задействовав адвоката и написав письма в прокуратуру и следственный комитет, он добился того, что дело было переквалифицировано на статью о превышении допустимых пределов самообороны. Спустя два месяца после ареста, Г. Юматов, оставив подписку о невыезде, покинул стены «Матросской тишины», а в 1995 году, как фронтовик попал под амнистию, приуроченную к 50-летию Победы в ВОВ.
Выйдя из тюрьмы, Георгий Юматов бросил пить, приобщился к церкви, но спустя 2 года умер от разрыва брюшной аорты.
Лицо «Бессмертного полка»
Творческая судьба Василия Ланового сложилась более насыщенно, до последних дней своей жизни он выходил на сцену театра, занимался общественной деятельностью, был членом Общественного совета при Министерстве обороны и Следственном комитете, а также лицом общероссийского движения «Бессмертный полк».
Актёр, ушедший на 87 году жизни из-за последствий коронавирусной инфекции, активнее всех ратовал, чтобы после смерти Г. Юматова на доме, в котором жил артист, появилась мемориальная доска.
Читайте наши статьи на Дзен