Мощи Ярослава Мудрого: как они могли оказаться у американцев
2018-03-08 10:51:52
Иван Рощепий

Что даст США выход из иранской ядерной сделки

Дальнейшая судьба Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД) по иранской ядерной программе становится все более неопределённой. Почти два месяца остаётся до конца срока, в течение которого Вашингтон ультимативно предложил пересмотреть условия соглашения. В противном случае американские власти пригрозили нарушить статус-кво и выйти из сделки.

Россия изо всех сил старается остудить пыл сторон, но чем ближе становится день Х, тем чаще США, Евросоюз и Иран обвиняют друг друга в нарушении договорённостей.

Провал и большая удача

Обстановка, в которой был согласован план действий по иранской ядерной программе, сегодня уже практически забылась. Тогда казалось, что полноценного военного конфликта на Ближнем Востоке не избежать – настолько сильно страны региона, в первую очередь, Израиль, да и все мировое сообщество были озабочены растущей агрессией Ирана.

Вопрос вокруг иранских ядерных испытаний, по признанию главы МИД РФ Сергея Лаврова, долгое время считался почти неразрешимым. Переговоры с Тегераном, целью которых было не допустить появления у Исламской Республики атомного оружия, начались в далёком 2005 года и шли, мягко говоря, без особых успехов.

Без малого 10 лет понадобилось Ирану и «шестёрке» международных посредников (России, Великобритании, Германии, Китая, США и Франции), чтобы прийти к консенсусу. В июле 2015 года стороны согласовали в Вене Совместный всеобъемлющий план действий. Его суть коротко можно передать формулой «снятие санкций в ответ на уступки по ядерной программе».

Согласно достигнутым договорённостям, Иран предоставляет на 20 лет доступ на свои ядерные объекты инспекторам МАГАТЭ, сокращает уранообогатительные мощности на предприятии в Натанзе и демонтирует остальные центрифуги. Кроме того, по соглашению, завод по обогащению топлива Фордо превращается в научно-исследовательский центр, а большая часть обогащённого урана вывозится за пределы страны.

В ответ Тегерану разрешают сохранить мирные ядерные объекты, а ООН, США и Евросоюз обязуются снять с него санкции. Вместе с тем до 2020 года сохранятся ограничения на экспорт и импорт в Иран вооружений, и в течение 10 лет будет действовать специальный «канал поставок» в страну товаров ядерного и двойного применения.

Юридический вес СВПД получил после того, как в Совет безопасности ООН принял одобряющую план резолюцию. Практическая реализация договорённостей началась 16 января 2016 года.

Сразу после заключения, сделка получила самые высокие оценки со стороны лидеров государств «шестёрки». Например, 44-й президент США Барак Обама назвал соглашения «историческими». Однако всё изменилось, когда к власти в Белом доме пришёл Дональд Трамп. Для него изначально – с момента избирательной кампании – сделка с Ираном была «позорной».

Цель оправдывает средства

«Говоря откровенно, эта сделка позорна для Соединённых Штатов, и я думаю, что мы ещё займемся ею», — заявил глава американского государства, выступая на Генассамблее ООН в 2017-м. Впрочем, до сих пор дальше громких слов дело не зашло.

В январе 2018-го года Трамп продлил на 120 дней приостановку санкций против Ирана. Источники сразу нескольких американских изданий тогда утверждали, что это произошло в последний раз, поскольку президент США рассчитывает ужесточить условия ядерной сделки.

После этого на официальном уровне информация о возможном выходе Вашингтона из плана действий до поры до времени не подтверждалась. Но накануне американский вице-президент Майкл Пенс подчеркнул, что Штаты не намерены больше делать послаблений Ирану.

«Это их последний шанс. Если иранская ядерная сделка не будет пересмотрена в ближайшие месяцы, то США немедленно выйдут из неё», — цитирует политика Times of Israel. При этом выгода Соединённых Штатов при этом достаточно эфемерна. Что Вашингтону может дать выход из СВПД?

Первое и самое очевидное – защиту национальных интересов. По крайней мере в том их понимании, которое присуще американцам. Главная претензия США к плану действий сводится к тому, что документ никак не затрагивает разработку Ираном баллистических ракет.

В результате в Исламской Республике продолжают конструировать собственное оружие большого радиуса действия, которое в перспективе может использоваться для доставки ядерных боеголовок.

Видимо, с точки зрения американцев, куда перспективнее действовать методом шантажа или уповать на экстренный пересмотр договорённостей в случае их провала, чем просто выполнять условия соглашений, которые и призваны бороться с распространением ядерного оружия.

Не менее вероятно, что благодаря выходу их СВДП США добьются очередного проявления признательности от союзников в регионе – Израиля и Саудовской Аравии. Последние крайне болезненно относятся к усилению Ирана, поэтому поддерживают почти все начинания, направленные против интересов этой страны. К слову, Тель-Авив и Эр-Рияд уже одобрили намерение Вашингтона перестать заверять Совместный план действий.

Сделка и протесты

На руку Штатам пойдёт и вероятное ухудшение внутренней ситуации в Иране после выхода из сделки. По случайности или стечению обстоятельств вышло так, что чем ближе на календаре дата, после наступления которой США могут разрушить имеющийся статус-кво, тем активнее в Исламской Республике разгораются антиправительственные протесты.

По последним данным, в столкновениях участников протестных акций и правоохранителей погибли как минимум 24 человека.

На этом фоне возможный разрыв соглашения – дополнительный раздражающий фактор. К тому же за выходом США непременно последует восстановление или, возможно, даже введение новых санкций против Ирана. По прошлому опыту можно предположить, что львиная доля ограничений затронет финансовый сектор, а значит, негативно отразится на, по мнению протестующих, и так плачевном положении дел в экономике.

Но самое главное из того, что принесут США односторонние действия, это новая головная боль. Из «шестёрки» Штаты – единственная страна, которая скептически относится к СВПД. Другие стороны не склонны романтизировать эффект от договорённостей, но справедливо замечают, что план действий – удачный и работающий механизм. Соответственно, деструктивные действия американских властей с большой долей вероятности не найдут поддержки у европейцев.

Не зря глава европейской дипломатии Федерика Могерини напомнила Дональду Трампу, что соглашение не может быть денонсировано одной страной. Однако в случае, если Вашингтон всё же выполнит свои угрозы, ситуация может закончиться новым ухудшением отношений между США и Евросоюзом, которые и так пошатнулись из-за начавшейся в феврале-марте войны пошлин.

Кстати, в резолюции СБ ООН о СВПД предусмотрен механизм введения санкций против Ирана, если один из участников соглашения сочтёт, что страна не выполняет свои обязательства. Однако добиться этого будет крайне сложно: восстановление ограничений возможно лишь после предоставления весомых аргументов, с чем у США традиционно наблюдаются весомые проблемы.

Читайте наши статьи на Дзен

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: