Что даст США выход из иранской ядерной сделки
Дальнейшая судьба Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД) по иранской ядерной программе становится все более неопределённой. Почти два месяца остаётся до конца срока, в течение которого Вашингтон ультимативно предложил пересмотреть условия соглашения. В противном случае американские власти пригрозили нарушить статус-кво и выйти из сделки.
Россия изо всех сил старается остудить пыл сторон, но чем ближе становится день Х, тем чаще США, Евросоюз и Иран обвиняют друг друга в нарушении договорённостей.
Провал и большая удача
Обстановка, в которой был согласован план действий по иранской ядерной программе, сегодня уже практически забылась. Тогда казалось, что полноценного военного конфликта на Ближнем Востоке не избежать – настолько сильно страны региона, в первую очередь, Израиль, да и все мировое сообщество были озабочены растущей агрессией Ирана.
Вопрос вокруг иранских ядерных испытаний, по признанию главы МИД РФ Сергея Лаврова, долгое время считался почти неразрешимым. Переговоры с Тегераном, целью которых было не допустить появления у Исламской Республики атомного оружия, начались в далёком 2005 года и шли, мягко говоря, без особых успехов.
Без малого 10 лет понадобилось Ирану и «шестёрке» международных посредников (России, Великобритании, Германии, Китая, США и Франции), чтобы прийти к консенсусу. В июле 2015 года стороны согласовали в Вене Совместный всеобъемлющий план действий. Его суть коротко можно передать формулой «снятие санкций в ответ на уступки по ядерной программе».
Согласно достигнутым договорённостям, Иран предоставляет на 20 лет доступ на свои ядерные объекты инспекторам МАГАТЭ, сокращает уранообогатительные мощности на предприятии в Натанзе и демонтирует остальные центрифуги. Кроме того, по соглашению, завод по обогащению топлива Фордо превращается в научно-исследовательский центр, а большая часть обогащённого урана вывозится за пределы страны.
В ответ Тегерану разрешают сохранить мирные ядерные объекты, а ООН, США и Евросоюз обязуются снять с него санкции. Вместе с тем до 2020 года сохранятся ограничения на экспорт и импорт в Иран вооружений, и в течение 10 лет будет действовать специальный «канал поставок» в страну товаров ядерного и двойного применения.
Юридический вес СВПД получил после того, как в Совет безопасности ООН принял одобряющую план резолюцию. Практическая реализация договорённостей началась 16 января 2016 года.
Сразу после заключения, сделка получила самые высокие оценки со стороны лидеров государств «шестёрки». Например, 44-й президент США Барак Обама назвал соглашения «историческими». Однако всё изменилось, когда к власти в Белом доме пришёл Дональд Трамп. Для него изначально – с момента избирательной кампании – сделка с Ираном была «позорной».
Цель оправдывает средства
«Говоря откровенно, эта сделка позорна для Соединённых Штатов, и я думаю, что мы ещё займемся ею», — заявил глава американского государства, выступая на Генассамблее ООН в 2017-м. Впрочем, до сих пор дальше громких слов дело не зашло.
В январе 2018-го года Трамп продлил на 120 дней приостановку санкций против Ирана. Источники сразу нескольких американских изданий тогда утверждали, что это произошло в последний раз, поскольку президент США рассчитывает ужесточить условия ядерной сделки.
После этого на официальном уровне информация о возможном выходе Вашингтона из плана действий до поры до времени не подтверждалась. Но накануне американский вице-президент Майкл Пенс подчеркнул, что Штаты не намерены больше делать послаблений Ирану.
«Это их последний шанс. Если иранская ядерная сделка не будет пересмотрена в ближайшие месяцы, то США немедленно выйдут из неё», — цитирует политика Times of Israel. При этом выгода Соединённых Штатов при этом достаточно эфемерна. Что Вашингтону может дать выход из СВПД?
Первое и самое очевидное – защиту национальных интересов. По крайней мере в том их понимании, которое присуще американцам. Главная претензия США к плану действий сводится к тому, что документ никак не затрагивает разработку Ираном баллистических ракет.
В результате в Исламской Республике продолжают конструировать собственное оружие большого радиуса действия, которое в перспективе может использоваться для доставки ядерных боеголовок.
Видимо, с точки зрения американцев, куда перспективнее действовать методом шантажа или уповать на экстренный пересмотр договорённостей в случае их провала, чем просто выполнять условия соглашений, которые и призваны бороться с распространением ядерного оружия.
Не менее вероятно, что благодаря выходу их СВДП США добьются очередного проявления признательности от союзников в регионе – Израиля и Саудовской Аравии. Последние крайне болезненно относятся к усилению Ирана, поэтому поддерживают почти все начинания, направленные против интересов этой страны. К слову, Тель-Авив и Эр-Рияд уже одобрили намерение Вашингтона перестать заверять Совместный план действий.
Сделка и протесты
На руку Штатам пойдёт и вероятное ухудшение внутренней ситуации в Иране после выхода из сделки. По случайности или стечению обстоятельств вышло так, что чем ближе на календаре дата, после наступления которой США могут разрушить имеющийся статус-кво, тем активнее в Исламской Республике разгораются антиправительственные протесты.
По последним данным, в столкновениях участников протестных акций и правоохранителей погибли как минимум 24 человека.
На этом фоне возможный разрыв соглашения – дополнительный раздражающий фактор. К тому же за выходом США непременно последует восстановление или, возможно, даже введение новых санкций против Ирана. По прошлому опыту можно предположить, что львиная доля ограничений затронет финансовый сектор, а значит, негативно отразится на, по мнению протестующих, и так плачевном положении дел в экономике.
Но самое главное из того, что принесут США односторонние действия, это новая головная боль. Из «шестёрки» Штаты – единственная страна, которая скептически относится к СВПД. Другие стороны не склонны романтизировать эффект от договорённостей, но справедливо замечают, что план действий – удачный и работающий механизм. Соответственно, деструктивные действия американских властей с большой долей вероятности не найдут поддержки у европейцев.
Не зря глава европейской дипломатии Федерика Могерини напомнила Дональду Трампу, что соглашение не может быть денонсировано одной страной. Однако в случае, если Вашингтон всё же выполнит свои угрозы, ситуация может закончиться новым ухудшением отношений между США и Евросоюзом, которые и так пошатнулись из-за начавшейся в феврале-марте войны пошлин.
Кстати, в резолюции СБ ООН о СВПД предусмотрен механизм введения санкций против Ирана, если один из участников соглашения сочтёт, что страна не выполняет свои обязательства. Однако добиться этого будет крайне сложно: восстановление ограничений возможно лишь после предоставления весомых аргументов, с чем у США традиционно наблюдаются весомые проблемы.
Читайте наши статьи на Дзен