Какого предмета женской одежды боятся даже самые сильные шаманы
На севере Монголии, у берегов озера Хубсугул проживает народ, верящий в то, что женская одежда обладает магической силой. Племена, издревле обитавшие на тех территориях, исповедовали несколько религий: ламаизм, тенгрианство и шаманизм. Смесь этих верований и породила весьма необычные традиции и суеверия.
У всех легенды разные
Издревле в памяти народов существует легенда, что давным-давно в этой местности жил величайший шаман Дзунуг-хайрхан, умевший летать по воздуху. Как только его ни пытались убить − сжигали в огне, топили в озере и стреляли из луков − он оставался невредимым. Однако людям удалось сделать так, что шаман утратил способность к полету. Тогда он решил, что жизнь больше не имеет смысла и захотел умереть.
Он стал просить земляков умертвить его, но те не посмели так поступить, поскольку относились к нему с огромным почтением. Тогда шаман раскрыл способ своей смерти. Он велел убить рыжую собаку, чтобы обмотать нутряным салом свою голову, а потом ударить по ней три раза штанами женщины, не имевшей пока детей. Далее следовало его отнести к горе Тэн-гису. Для чего здесь понадобились штаны, никто особо тогда не догадывался.
Откуда приходит магия
Смысл сюжета заключен в ритуальном понимании «нечистоты» и «силы» в период менструального цикла и после родов. Кровь имела особенную «сакральную мощь», которой можно убивать и шаманов, и простых смертных. К слову сказать, подобные поверья существовали у орочей на Дальнем Востоке, на Таймыре, Аляске и в Маньчжурии, у чукчей и американских индейцев, как описано в работе этнографа А. С. Архиповой «Как убить шамана?»
Многие народности не считали шаманство привилегией — скорее проклятием, от которого хотели избавиться при любом удобном случае. Состоянию чудовищной одержимости и зову бесов могло воспрепятствовать только одно, а именно «нечистая» или послеродовая кровь женщины. Известно, что к процессу пошива шаманской одежды допускались только девушки и старухи.
Как избавиться от бесов
Примеров этому множество. Например, молодого мужчину укладывали под женской кроватью, накрывали голову штанами, оставляли на ночь с женщинами. Горный Алтай справлялся с духами так: человека бросали на землю, а женщина перешагивала через его голову. На Таймыре были уверены, что если накрыть во сне голову дамскими штанами, то можно и не проснуться или заполучить головную боль, которая приведет к смерти. Другие способы не менее странные: прикосновение к ребрам умершей женщины, натирание головы стеблями травы, на которых происходили роды.
Женщины-шаманки после родов долго не могли камлать, и способность к заклинаниям нескоро к ним возвращалась. Ангарским бурятам перед посвящением запрещалось даже приближаться к «нечистым» женщинам, принимать рядом пищу и вообще быть в таком доме. Эскимосы часто вспоминают легенду, согласно которой юноша, не хотевший становиться шаманом, долго прятался от духов в женском чуме, но в итоге они все-таки вытащили его насильно.
А что на американском континенте?
Американские индейцы имеют свой взгляд на тему женских штанов. Считается, что «эти дни» могут отпугнуть добычу от охотника, но одновременно и спасти целую деревню от пришествия злых духов. Важный предмет гардероба даже дарили во время родов как талисман женской силы, способный оградить от всевозможных несчастий.
Возвращаясь к вопросу шаманского самоубийства Дзунуг-хайрхана, стоит признать, что хотя местные жители так и не дали ему штанов, он воспользовался неношеными, которые оказали на него почему-то такой же эффект.
Читайте наши статьи на Дзен