Северный экзорцизм: как якутские шаманы изгоняют демонов
Известный парапсихолог, исследователь различных экстрасенсорных и мистических практик Виктор Кандыба в своей книге «Загадочные сверхвозможности человека» (Киев, 2000 г.) рассказал читателям о верховном шамане Якутии Владимире Кондакове. Этот человек, способный общаться с духами, утверждает, что главная обязанность шамана – оберегать людей от сил зла. А тот, кто отказывается от данной миссии, теряет право так себя называть.
Борец со злом
«Шаман является связующим звеном между людьми и трансцендентальным миром. В состоянии экстаза и транса он устанавливает связь с трансцендентальным миром. Связь с этим миром дает ему возможность защищать людей от злых сил. Вернее, шаман, используя силу подвластных ему и более благосклонных к нему Космических Сил, защищает людей от злых Космических Сил и от Злых земных астралов», – пояснил В.А. Кондаков.
Согласно якутской мифологии, мистическая борьба за благополучие собственного народа всегда являлась обязанностью шаманов. Каждый из них сражается со злом в меру своих сил и способностей. Например, целители одолевают духов, насылающих на людей болезни, а шаманы-воины, к которым причисляет себя Александр Габышев, борются со своими противниками на магическом фронте.
Откуда пришел враг
Профессор университета японского города Киото Такако Ямада написал статью «Источник добрых сил находится на востоке»: представления шаманов современной Якутии (Саха) о Вселенной, божествах и духах», которая была опубликована в журнале Quaestio Rossica (№ 2 за 2015 год). Практикующие шаманы рассказали ученому о трех мирах: верхнем, среднем и нижнем. И если над нами обитают добрые божества и духи, то снизу людям угрожают демоны abassylar (абассы, абаасы).
Некая шаманка В. поведала японскому исследователю: «В нижнем мире, где сосредоточена негативная энергия, живут abahe (она всегда использовала термин abahe для обозначения злых духов. – Т. Я.). На земле можно найти географические точки, где сосредоточение негативной энергии очень велико. Считается, что такие точки – это ворота в нижний мир».
То есть, демоны abassylar и злые духи abahe способны проникать в срединный мир, где обитают люди, чтобы причинять нам вред. Эти сущности являются злыми по определению, поскольку они – порождения нижнего мира, который сам по себе – источник негативной энергетики.
Впрочем, если судить по мифологии, якуты не сомневаются, что шаманы способны противостоять даже могущественным демонам.
Бой шамана с колдуном
Если человек, способный общаться с духами, становится прислужником порождений нижнего мира, то его больше нельзя называть шаманом. Это колдун, которого необходимо одолеть магическими средствами. Причем, проигравший в таком сверхъестественном поединке шамана с колдуном, как правило, умирает.
По мнению некоторых скептически настроенных исследователей, люди, зарабатывающие на оказании подобных услуг, могут намеренно распускать различные слухи о конкурентах, чтобы увеличить свою клиентуру. Ведь для обычных людей это рискованно: обращаться за помощью к тому, кого подозревают в сговоре с нечистой силой.
Согласно поверьям, если во время камлания с бубном целитель обнаруживал, что болезнь на его пациента наслал колдун (например, поразив тело человека магическими стрелами), то это оружие шаман мог перенаправить на своего злого коллегу. Причем, битва велась именно с колдуном, а не с демоном, породившим болезнь. И ее исход мог оказаться смертельным для целителя, если он оказывался недостаточно сильным, ведь пособник злых духов может иметь мощную магическую защиту.
Среди якутов бытует мнение, что люди, обладающие экстрасенсорными способностями, способны убить друг друга в астральном мире. Иногда они просто впадают в транс, находясь поблизости, а потом один из противников оказывается мертвым.
Демона можно испугать
Ученый-востоковед, доктор исторических наук Андрей Зубов, является автором монографии «История религии. Книга первая. Доисторические и внеисторические религии» (Москва, 1997 г.). Исследователь написал, что одним из наиболее распространенных методов борьбы с демоном является его запугивание.
Шаманы считают, что абаасы боятся громких и резких звуков, позвякивания металлических амулетов на костюме борца со злом, ритмичных постукиваний в бубен, неожиданных криков. При этом злобных астральных сущностей можно перехитрить, заманив в специально подготовленную ловушку.
Например, шаман может изготовить из сухой травы фигурку, похожую на человека. Иногда размер этой «копии» совпадает с ростом пациента. От ротовой полости человека, из которого необходимо изгнать злого духа, протягивают веревочку прямо к травяной фигуре. Затем все родственники больного, присутствовавшие во время ритуала, громко кричат «Га!», стремясь как можно сильнее испугать враждебную сущность. При этом шаман лично КУСАЕТ или больно ЩИПЛЕТ тело своего пациента в разных местах (!), чтобы впавший в панику от страха дух нигде не мог спрятаться. И у зловредного астрального создания не остается другого выхода, как покинуть своего носителя через рот.
Участники обряда верили, что дух может перебежать по протянутой веревочке из человека в травяную фигурку, внутри которой находилось угощение: несколько стружек, обмазанных рыбьей кровью. Затем чучело с переселившимся в него злым духом могли жестоко избить палками, как бы уничтожая враждебную сущность, отнести и бросить в тайге или сжечь, в зависимости от указаний шамана.
Как выманить зло
Специалист по магии и оккультизму Олард Эльвиль Диксон долгое время занимался исследованиями древних духовных практик, суть которых он изложил в книге «Энциклопедия сибирского знахаря. Защита от несчастий и исцеление от болезней» (Москва, 2006 г.). По мнению автора, существует несколько методов борьбы со злом, которые применяют почти все шаманы, хотя у каждого из них есть свои секреты.
Злого духа можно не только испугать и заставить покинуть тело человека, его реально оттуда выманить с помощью различных подношений или просто подкупить. При этом новым вместилищем для астральной сущности может стать не только соломенное чучело, но и какое-либо растение, животное, слепленная из теста фигурка человека и т.п.
Впадая в транс во время камлания над телом пациента, шаман узнает у злого духа, какое именно подношение тот желает получить. При этом опытный «переговорщик» способен, проявив хитрость и смекалку, убедить своего противника снизить планку требований с нескольких оленей, например, до одной курицы. Часто в качестве такого подношения духу выступает молоко, которому представители северных народов приписывают магические свойства.
Этот способ избавления от сил зла, как видно, уходит своими корнями в практику языческих жертвоприношений.
А еще его можно высосать
В своей книге Олард Эльвиль Диксон утверждает, что шаманы способны буквально ВЫСОСАТЬ злого духа из тела человека. Так, некий старик попросил родственников пациента дать ему железную трубочку, один конец которой он вложил в рот больного, а второй – в свой рот. И стал высасывать негативную сущность прямо в себя. А затем опытный шаман просто выплюнул некую желтую субстанцию с вкраплениями крови в заранее приготовленную трехлитровую стеклянную банку. Это и было, по мнению участников обряда, проявление недоброго духа.
Кстати, некоторые шаманы проводят данный ритуал по-другому.
«Высасывание может происходить как через трубочку (железную, костяную, ивовую), так и непосредственно ртом. В трансе шаман должен распознать место сосредоточения злых сил и причину болезни. Освободившись от видений, он массирует тело больного, а затем припадает ртом к уже известному месту. Высасывание проводится с большим усилием, до крови из пор. Помощник шамана в это время кусает пациента, чтобы злой дух не перешел в какой-либо другой орган», – пояснил Олард Эльвиль Диксон.
Затем емкость с жидким проявлением злого духа, как правило, закапывают в глухой тайге.
Читайте наши статьи на Дзен