Мощи Ярослава Мудрого: как они могли оказаться у американцев
2018-02-17 12:59:35
Берана Пустельга

Где на Руси масленица была без блинов

Календарные праздники на разных концах бывшей Российской Империи хоть и имели общий канон, но отличались в деталях.

Климат, география, позиция местных властей и ещё множество факторов определяли, какой будет неповторимая местная традиция.

Современная городская Масленица состоит из элементов, бытовавших отнюдь не повсеместно.

Маслом горочку поливали

В православной культуре масленичная неделя предстояла самому важному из постов, “входить” в который предпочитали постепенно.

С мясом прощались уже в понедельник, его место занимали всевозможные продукты, полученные из молока. Это был и домашний сыр, и сметана, и вареники, обильно политые сливочным маслом.

Заготовки для широкого застолья делали заранее, накапливали в холодке творог и другие продукты, которые могли долго храниться. Порой крестьяне даже лишний раз отказывали себе в них, лишь бы побаловать себя на Масленицу.

Блины тоже были частью трапезы, но в домах поскромнее их начинали печь только в четверг или пятницу и служили они больше в качестве поминального блюда, ведь ни один большой праздник не обходился без воспоминаний о тех, кто уже не сядет за общий стол.

Нередко блины подавались зятю, приехавшему погостить к родителям своей жены, но на севере их могли заменить пирогом или другой выпечкой. Да и выглядели они не совсем привычно — пухлые лепёшки из гречневой, ячменной или ржаной муки совсем не похожи на те хрустящие “кружева”, которые получаются, если жарить пшеничную опару на сковородке.

Капризный злак долгое время был практически недоступен жителям Русского Севера, болотистая почва и суровый климат подходили ему куда меньше, чем южная лесостепь.

Те, кто увлекается народной песней, не могли не заметить, что в мясопустном фольклоре, в первую очередь, речь идёт о масле и белом сыре.

Горячие проводы

Момент сожжения огромной куклы — гвоздь программы любой современной масленичной вечеринки. Однако такой обычай бытовал отнюдь не везде, а там, где он был зафиксирован, чучело могли разорвать на части или утопить.

До революции выражение “жечь Масленицу” не обязательно относилось к антропоморфному чучелу, иногда в этой роли выступали и другие символические предметы. На Новгородчине и в Твери это мог быть шест с колесом вверху или просто большой костёр из разного хлама и ветоши.

В Вологодской губернии чаще сжигались просмолённые бочки и старые банные веники, причём, в костёр летело ещё множество разных предметов: сломанные орудия труда, протёртые лапти, солома, и конечно, остатки продуктов, которые не были съедены за неделю, а в пост запрещены.
Нестандартно обставляли проводы Масленицы в Тамбовской губернии: делали двух разнополых кукол и устраивали им пышную свадьбу. А вот в окрестностях Воронежа предпочитали более украинский сценарий праздника: во главе угла было катание с гор, езда на лошадях и шуточное наказание неженатых путём привязывания к их ногам деревянных колодок.

Читайте наши статьи на Дзен

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: