Почему у мусульман чихать — хорошо, а зевать — плохо
Далеко не всегда люди контролируют такие непроизвольные реакции своего организма, как чихание или зевота. При этом представители разных культур могут иметь противоположные взгляды относительно норм поведения в обществе. Например, последователи ислама считают, что во время молитвы ни в коем случае нельзя зевать. А вот если мусульманин чихнул, то он может быть уверен: его просьба услышана Всевышним.
Зевать нельзя
Пожалуй, ни одна из мировых религий не регламентирует буквально каждый шаг человека настолько щепетильно, как ислам. Практически на любой случай жизни в мусульманской литературе имеется соответствующее наставление, а вся деятельность конкретного человека строится с учетом ритуалов, обязательных к исполнению.
Сама по себе зевота порицается богословами. Например, известный ученый и комментатор Корана имам Мухаммад аль-Бухари (810—870 гг.) прямо высказался на данную тему в своей работе «Аль-Адаб аль-Муфрад». Эта книга представляет собой сборник хадисов (преданий о словах или действиях пророка Мухаммеда), касающихся правил поведения. «Если у кого-нибудь из вас возникнет желание позевать, пусть сразу постарается подавить позывы к этому, так как в это время шайтан начинает смеяться над ним», — говорится в хадисе 125 из сборника имама аль-Бухари. То есть получается, что человеческая зевота радует сатану.
Другой почитаемый мусульманами религиозный деятель — Муслим ибн аль-Хаджжадж (821—875 гг.) — придерживался аналогичного мнения. Его работа, получившая название «Сахих Муслима», состоит из 43 отдельных книг, каждая из которых затрагивает тот или иной аспект жизни последователей ислама. Одна из книг называется «Зухд», что переводится с арабского языка как «аскетизм». В ней автор, помимо всего прочего, написал: «Когда вас охватывает желание зевнуть, закройте рот руками, в противном случае шайтан войдет в рот!».
Большинство современных богословов не советуют понимать данный хадис буквально. В мусульманской литературе высказывается мнение, что это образное выражение, обозначающее негативное отношение к зевоте, распространенное среди последователей ислама. При этом Муслим ибн аль-Хаджжадж в книге «Зухд» порицает и звук «хах», который большинство людей издают во время зевоты.
Считается, что сам пророк Мухаммед не одобрял такое поведение. Не удивительно, ведь зевота воспринимается как свидетельство лени, праздного образа жизни и расслабленности, порицаемых в Коране. Кроме того, лицо человека при этой физиологической реакции обычно искажается, выглядит не эстетично, а любое уродство, даже временное, радует сатану. Во время намаза, когда молящийся обращается к Всевышнему, зевать абсолютно недопустимо, поскольку это доказательство ленивости и нерадивости конкретного человека.
Чихать можно
А вот к чиханию в исламе полностью противоположное отношение. Это самопроизвольное действие воспринимается сугубо положительно. Например, если человек чихнул во время разговора, считается, что все сказанное им — истинная правда.
Уважаемый мусульманами ученый-богослов Абу Дауд Сулейман (817—888 гг.) утверждал, что даже такая малозначительная реакция организма, как чихание, предоставляет людям возможность помолиться за человека. В сборнике хадисов «Сунан Абу Дауда» содержится глава «Адаб», в которой отражен мусульманский этикет, перечислены правила поведения в обществе.
«Когда человек чихает, то молитесь за него всякий раз, пока он не чихнет три раза. Если же он все еще продолжает чихать, то пусть тот, кто хочет, помолится за него, а тот, кто хочет, может этого не делать. Если чихают больше трех раз, это говорит, что человек заболел», — написал Абу Дауд Сулейман.
Имам Мухаммад аль-Бухари в сочинении «Аль-Адаб аль-Муфрад» тоже коснулся данной темы. Он оставил мусульманам предписание: «Если кто-нибудь из вас чихнет, то должен сказать: “Хвала Аллаху!”. А его брат или друг должен сказать ему: “Да смилостивится над тобой Аллах!”. А когда ему скажут это, он должен ответить: “Да поведет вас Аллах верным путем и улучшит вашу жизнь!”».
Хотя богословы в целом положительно оценивают чихание, оно должно контролироваться человеком. Так, Абу Дауд Сулейман отметил, что пророк Мухаммед во время чихания всегда старался понизить голос и обязательно прикрывал свой рот платком («Сунан Абу Дауда», глава «Адаб», хадис 98). Мусульманам советуют поступать так же.
В хадисе 127 из сборника имама аль-Бухари приводится предание, которое поведал автору Анас бин Малик. Якобы два человека чихнули почти одновременно в присутствии пророка Мухаммеда. Одному из них посланник Всевышнего пожелал благополучия, произнеся «Йархамука-ллах», а второму пророк ничего не сказал. На вопрос последнего, почему он был обойден вниманием, Мухаммед ответил: «Тот сказал “аль-хамду лиллях”, а ты ничего не сказал. Вот почему я тебе ничего не пожелал». Вероятно, основываясь на этом предании, Муслим ибн аль-Хаджжадж в книге «Зухд» написал: «Если кто-нибудь из вас, чихнув, воздаст хвалу Аллаху, то помолитесь за него; если же он не воздаст хвалы Аллаху, то не молитесь за него».
Большинство богословов считают чихание во время молитвы хорошим знаком: это своего рода подтверждение, что обращение человека к Всевышнему им принято. К тому же люди чувствуют облегчение, чихнув, ведь организм таким образом освобождается от микробов, которые могли бы нанести вред здоровью. Поэтому такая непроизвольная реакция приветствуется мусульманами.
Правила этикета
Несмотря на разницу культур и обычаев, в современном обществе существуют универсальные правила этикета, принятые почти во всех странах мира. Зевать, широко раскрывая рот и издавая громкие звуки, считается некрасивым. Все книги, которые учат читателей хорошим манерам, советуют подавлять зевоту, находясь среди посторонних людей. И в присутствии родных рекомендовано прикрывать рот рукой или платком.
Хотя сам по себе этот естественный рефлекс человеческого организма не должен подвергаться всеобщему осуждению. Зевота полезна, поскольку она позволяет снять усталость и психологическую заторможенность на незначительное время, при этом обновляется воздух в легких, человеку становится проще дышать.
Что касается чихания, то правила этикета его не запрещают. Достаточно лишь делать это как можно тише, чтобы не помешать окружающим, а также прикрывать рот платком, не распространяя вокруг себя микроорганизмы. В России принято желать здоровья чихнувшему человеку, хотя большинство книг по этикету советуют просто ничего не замечать.
Следует помнить, что сдерживать чихание — вредно для здоровья. А если зажимать при этом нос, то можно порвать свои барабанные перепонки.
Читайте наши статьи на Дзен