Традиция

Россия "от кутюр" или как рубашка в поле выросла

История русского льна
2013-11-06 19:41:51

Пожалуй, нет сейчас более актуальной темы, чем тема повторного открытия собственной культуры. Именно об открытии, а не о возрождении идет речь. Только за последние годы в Москве прошли масштабные выставки - творческого наследия Елены Поленовой в Государственной Третьяковской Галерее, выставка русского ситца, дымковской игрушки и «Сокровища русского стиля» в музее декоративно-прикладного искусства, выставка самоваров в Царицыно. Посещая их, не перестаешь слышать «вот это да, а я и не знал…», звучащие от множества посетителей.

Традиционное русское декоративно-прикладное искусство является непознанным, потерянным чудом, которое заново обретают сами носители русской культуры. Музей-усадьба «Ленинские горки» отважилась показать весь процесс производства льняной рубашки - от зернышка до последней петельки. Выставка носит название «РОССИЯ «ОТ КУТЮР» или «КАК РУБАШКА В ПОЛЕ ВЫРОСЛА». Высокопарно, но вполне оправдано. Лучшие модные дома Европы используют в своих коллекциях не только «русские» мотивы, но и сам материал – натуральный лен, коклюшечное кружево и набивные ткани.

Рукотворная красота

Найти экспозицию в усадебном комплексе оказалось не так-то просто. Она ютится на втором этаже правого флигеля усадьбы и занимает всего одну комнату. Выставка посвящена производству самых разнообразных изделий из льна: от рубах и занавесок до брезента. Выстроена она вокруг этого процесса. Здесь представлены инструменты для сбора, первичной обработки льна и производства льняных тканей: прялки, ткацкий станок, мялки, рубель, валек, чесало. Весь цикл производства: от льняного семени до льняной рубашки показан полностью и весьма подробно.
Глядя на все эти диковинные инструменты, не только смысл, но и названия которых уже основательно забыты, не перестаешь удивляться той кропотливости и тому усердию с которым еще наши бабушки (многие экспонаты относятся к 20-30 гг XX века) создавали красоту вокруг себя.

IMG_7394

Эстетика прошлого века по сути своей была креативной, а не потребительской. Сейчас, желая выглядеть красиво, мы просто выбираем понравившееся платье из того ассортимента, что есть в магазине. Раньше все было иначе. Мужчины сеяли лен, женщины собирали его, пряли, ткали, красили, кроили, шили и вышивали.

Лен выращивали по всей России – от Смоленска до Екатеринодара. Прялка - и не одна - была в каждом доме, а ткацкий станок – почти в каждом. Все – от основы ткани до последней петельки - создавалось самостоятельно.

В итоге твоя красота и оригинальность напрямую зависели от твоей же работоспособности и умения. Сейчас достаточно зайти в магазин. Не надо сидеть у прялки многие и многие вечера. Но как печальна обратная сторона этой легкости и доступности. Какая пестрота, яркость, буйство цветов царят на картинах ярмарок XIX века, и какое сдержанное однообразие мы можем наблюдать в наших торговых центрах. Начинаешь понимать, что значит «вложить в работу душу» и чем это отличается от фабричного производства.

Эстетика производства

Огромный в сравнении с маленьким пространством экспозиции стенд посвящен русской прялке. Здесь она представлена во всем своем великолепии и многообразии. Есть прялки как привычных габаритов, так и детские, словно игрушечные, высотой не более локтя. Есть прялки резные и расписные, выполненные в самых различных техниках: мезенская, вологодская, шенкурская, северодвинская. И даже авторские прялки – что в настоящее время считается большой редкостью.

IMG_6980

Не перестаешь восхищаться пестротой, наивностью, но вместе с тем и изяществом исполнения прялок.

Удивляет и другой факт, о котором как-то не всегда задумываешься. Прялка, по сути своей, является примитивным станком для производства льняной нити. Это вещь крайне утилитарная, но при этом сделанная с таким мастерством и желанием окружить себя красотой даже тогда, когда ты работаешь.

Сложно удержаться от параллелей, вспоминая многочисленные офисы с их типовыми светло-серыми стенами и компьютерами с редкими пятнами сувениров, привезенных коллегами из дальних стран. Об эстетике на фабриках и заводах говорить, к сожалению, вообще не приходится. Кажется, помимо возрождения искусства, традиций и эстетики наших предков, не хватает возрождения отношения к жизни, которым эта эстетика, искусство и традиции были пропитаны. Не хватает этой красоты, счастья и яркости в каждой мелочи.

На память о выставке можно купить переиздание маленькой книжки с одноименным названием «КАК РУБАШКА В ПОЛЕ ВЫРОСЛА». Есть еще один отличный сувенир – деревянная заготовка для прялки, которую предлагается расписать дома с детьми.

Как добраться: от метро Домодедовская автобусом или маршруткой №439 до остановки «Музей». Далее – пешком до музея усадьбы «Горки Ленинские».

Анастасия Некрасова

Фото автора

Добавить комментарий

Чтобы оставить комментарий необходимо
Рекомендуемые статьи
Рекламные статьи