«Подложить жену»: почему у русских крестьян был обычай делить женщин с гостями
Ещё в советское время о жителях Крайнего Севера ходили слухи, будто они «подкладывали» своих жен и дочерей геологам. На самом деле это правда — у коренных народов Сибири такой обычай был весьма распространён и имел важное значение. А вот то, что гостеприимным гетеризмом занимались на Руси и в Царской России, известно немногим.
Что такое гетеризм и откуда он взялся
Гостеприимный гетеризм славяне переняли от скифов, которые считаются одними из их предков. Ещё древние греки, путешествующие по исконно скифским землям, отмечали странный обычай этих племён – гостей не только угощали лучшими яствами, но и предлагали провести ночь с самыми красивыми девушками рода. Первый письменный источник, зафиксировавший этот обычай, относится к V веку и принадлежит перу Приска Панийского, византийского историка и путешественника.
Французский исследователь обычаев разных племён Арнольд ван Геннепа предполагал, что таким образом местные жители пытались наладить родственную связь с чужеземцами. На самом же деле гостеприимный гетеризм в классическом его проявлении свойственен многим кочевым народам. Половая близость с чужестранцами позволяла обновить кровь, избежать инцестуальных связей — иначе обособленные группы кочевников были обречены на вырождение.
Советские учёный-скифолог Дмитрий Раевский и историк Владимир Петрухин, изучающие историю российских народов, смогли доказать, что кочевники авары постоянно брали себе наложниц из числа славянских женщин. Только не стоит путать добровольный гетеризм и насильственный захват женщин. Зная о непростых отношениях оседлых славян и степных кочевников, несложно сделать вывод, что женщин забирали в качестве мзды, а мужчины просто не могли дать отпор вооружённым воинам.
Традиционная гостеприимность русских
Что касается традиционного гостеприимства славян, то оно никак не связано с гетеризмом. Да, путник был священен, на него нельзя было нападать. Более того, славянин был обязан накормить и уложить спать уставшего с дороги человека, иначе он рисковал навлечь на свой дом гнев богов.
До принятия христианства язычники отличались свободой нравов, поэтому половые отношения с гостем не считались чем-то из ряда вон выходящим. Более того, крестьяне специально приказывали своим дочерям разделить ложе с путником, если видели, что перед ними профессиональные воины. Так удавалось одновременно умиротворить страшных пришельцев, и получить себе сына от могучего воина, разбавив крестьянскую кровь.
После принятия на Руси христианства, постепенно в быт простых людей начала проникать присущая религии мораль. Вот только гостеприимство не только не запрещалось, а наоборот, поощрялось. Николай Карамзин писал, что российское крестьянство очень гостеприимное, это даже доходит до абсурда – уходя из дома, предписывалось оставить дверь открытой, а еду на столе, чтобы случайно зашедший путник мог подкрепиться.
Впервые понятие «гостеприимный гетеризм» встречается в трудах историка Безгина, пишущего о русской деревне начала XX века. Он отмечает, что обычай подкладывать жён и дочерей богатым путешественникам за деньги был достаточно распространённым. Российский этнограф Серафим Шашков, живший во второй половине XIX века отмечал, что на севере Российской Империи хозяева часто сдают комнату вместе со своими дочерьми или жёнами, взимая за это дополнительную плату.
Многие российские деревни прославились своими свободными нравами, часто молодые мужчины сами приводили своих жён богатым проезжающим, наперебой предлагая и расхваливая их сексуальные услуги. Стоит отметить, мера эта была скорее вынужденная, так как деревни бедствовали и жили только за счёт проезжающих. Нередки случаи, когда жёны приносили домой хлеб или зерно, чтобы накормить свою семью.
Такое положение вещей нельзя назвать гостеприимным гетеризмом, это настоящая проституция, целью которой было банальное получение денег или еды. Никакого проявления уважения к путникам тут нет.
Истоки появления проституции в России
Проституция в царской России начала процветать сразу после полного закрепощения крестьянского сословия. Получив полную власть над телами своих рабов, помещики стали отбирать у мужчин приглянувшихся им женщин. Натешившись, они предлагали «попробовать» своеобразное угощение своим гостям.
Вскоре образовался целый класс дворовых девок, занимавшихся делами по дому, и готовыми исполнить любую прихоть своего господина. Действительно, проще было жить рядом с помещиком, чем трудиться в поле или пасти скотину. Дворянство стало рассадником распущенности нравов в России.
Некоторые иностранцы в путевых заметках отмечали, что в XVII-XIX веках проституция в России достигла своего пика. Шведский дипломат Петрей особо отмечал тот факт, что даже разорившиеся дворяне не брезгуют предлагать богатым горожанам сексуальные услуги своих жён и дочерей.
Неверно будет рассматривать распущенность нравов в царской России как остатки древних ритуалов. Это самая настоящая проституция, приправленная слащавым соусом из традиционного славянского гостеприимства.
Читайте наши статьи на Дзен