Традиция

Почему ижорские невесты брились налысо после свадьбы

Автор: Ашхен Аванесова  |  2020-03-30 20:03:50

В Кингисеппском и Ломоносовском районах Ленинградской области с древнейших времён и по сей день проживают представители самобытной народности ижора. Принадлежа к финно-угорской языковой семье, они всеми силами пытаются сохранить свою этническую самобытность, придерживаясь традиций предков.

Ижора

Надо отметить, что с каждым днём ижорцам всё труднее и труднее противостоять ассимиляции и передавать основы своей культуры потомкам.

По данным последней переписи населения, проходившей в 2010 году, в Российской Федерации насчитывалось всего 266 ижорцев, включённых в перечень коренных малых народов страны. Уберечь их колоритную культуру от забвения помогает функционирующий в деревне Вистино ижорский краеведческий музей, экспонаты которого рассказывают о бытовой, хозяйственно-экономической и традиционной стороне жизни данного микроэтноса.

Свадебные традиции

Узнать о неординарных свадебных ритуалах ижорцев можно из сборника «Мы живем на одной земле: Население Петербурга и Ленинградской области», вышедшего под редакцией этнографа и фольклориста Кирилла Чистова, занимавшегося изучением культуры народов Русского Севера.

В статье этнографа Ольги Коньковой отмечалось, что у ижорцев молодой человек самостоятельно выбирал себе невесту, после чего начиналась подготовка к свадебному обряду, который предваряло трехэтапное сватовство.

На первой стадии родители жениха выбирали свата, называемого «кессилюк», который по их просьбе отправлялся в дом потенциальной суженой сына и оглашал там причину своего посещения.

После этого он покидал жилище девушки, чтобы через неделю вернуться сюда за ответом. Так начинался второй этап ижорского сватовства, на котором становилось очевидным — быть свадьбе или нет. В случае положительного решения, невеста через свата передавала будущему супругу платок, а сват от имени жениха дарил ей 20 копеек. В завершение церемонии обмена подарками родители девушки приглашали посредника к столу, где им предстояло не только выпить и закусить, но обязательно покурить табак и определиться с датой обручения.

Заключительная фаза сватовства обычно наступала через неделю, когда порог невестиного дома переступал всё тот же сват в сопровождении жениха и дружки. В этот день устраивалось многолюдное торжество, на котором при свидетелях девушке вручалось обручальное кольцо, а жениху вышитый платок. Далее гости застолья пели печальные песни о скором расставании с невестой, громко кричали и вновь курили табак. Именно поэтому у ижор была в ходу поговорка: «Если дым появился над домом — значит или пожар, или курят на обручении!».

Венчание

Накануне венчания жених и невеста в обязательном порядке должны были помыться в бане, а на следующий день порознь добираться до церкви. Известно, что по дороге к храму лицо девушки было закрыто внушительным льняным покрывалом, называвшимся «сууркорвилуз». Это покрывало, украшенное по периметру магической вышивкой, изображавшей сидящих на лошадях женщин, призвано было уберечь невесту от дурного сглаза и злых духов.

Перед началом церемонии венчания девушка обнажала голову и расстилала покрывало на полу храма, чтобы по завершении обряда вновь накинуть на себя до переезда в дом суженого.

До конца XIX века ижорская свадьба была двухходовой, поэтому после заключения брака, муж отправлялся праздновать к своим родственникам, а жена возвращалась к гостям, собравшимся в отчей обители.

В обоих домах пекли свадебные караваи для благословения молодых, варили ячменное или ржаное пиво, дарили подарки и царила атмосфера веселья.

Переезд

На следующее утро жених с родственниками приезжал в дом невесты, чтобы забрать её к себе. Немного посидев за столом, поблагодарив мать девушки за воспитание и послушав пение «отъезжей» песни, он увозил супругу.

На пороге нового дома сына с невесткой встречала свекровь, которая благословляла их ритуальным хлебом и иконой, а также угощала пивом, налитым в одну кружку.

Далее следовало свадебное застолье, на котором было приготовлено место всем, кроме невесты.

Поклонившись каждому гостю и пригласив его отведать праздничных угощений, она должна была удалиться в укромный угол и спрятаться под покрывало, ожидая, когда все разойдутся. В это время рядом с её женихом сидела ритуальная тряпичная кукла, которую невеста собственноручно смастерила до замужества.

После застолья

По завершении торжественной трапезы куклу предавали огню, а молодую невестку лишали волос. До конца XIX века ижорскую новобрачную после свадьбы брили наголо, а после им сделали послабление и позволили очень коротко обрезать косы.

В этом виде они должны были пребывать до рождения первого ребёнка, и только затем вновь начинать отращивать шевелюру.

Такая мера предпринималась, потому как считалось, что в волосах женщины сконцентрирована сила покровителей её рода, и эти духи могли навредить и принести несчастье в дом мужа.

Прическа замужних женщин

По прошествии некоторого времени, когда голову замужней ижорки снова покрывали волосы, ей следовало убирать их в сложную причёску, состоявшую из закрученного на затылке пучка и двух пучков-косичек в височной зоне.

Поверх этой волосяной конструкции надевался головной убор «саппано», который ижорские женщины не снимали ни днем, ни ночью.

Это нарядное покрытие представляло собой сотканные из шерсти или шёлка две полоски ткани, с разноцветной защитной вышивкой. Одна составляющая саппано плотно прилегала ко лбу, а другая свисала по спине до пят, будучи перехваченной под головой и на поясе.

Добавить комментарий

Чтобы оставить комментарий необходимо
Читайте также:
Рекомендуемые статьи
Рекламные статьи