Мощи Ярослава Мудрого: как они могли оказаться у американцев
2021-06-11 18:30:40

Что должен был сделать русский, укушенный змеей

Змея считалась на Руси одним из самых мистических животных. В некоторых случаях змеи даже помогали человеку, например, при засухе, так как считалось, что они привлекали дожди. Однако и о змеином яде наши предки прекрасно знали, поэтому и разработали методы для его нейтрализации.

«Профилактика» укусов

Несмотря на то, что медицина в древности была не так развита, как сегодня, русские прекрасно понимали, какие последствия влечет за собой укус змеи. Именно поэтому на Руси в первую очередь старались предотвратить встречу с гадами. Так, Александр Гура, автор издания «Символика животных в славянской народной традиции», утверждает, что на Севере России в Великий четверг выносили из избы прялку и веретено. Веретено убирали с глаз долой, чтобы летом не видеть змей. Считалось, что змей отпугивают и некоторые растения. Например, идя в лес, русские клали в обувь цветок вероники. Отгонял змей и марьин корень, который носили для этих целей на нательном крестике.

Повсеместно использовались и различные заговоры от змей, к примеру: «Раб Божий (имярек), отдую и отговорю от змеи скорпеи. Ты, змея скорпея, беззаконная тварь, почему чрез Христовы заповеди ступаешь? Почему ты раба Божия (имярек) за пяты кусаешь? Не велит тебе Христос за пяты кусать. Пойдем мы ко Христу на суд. Кого на суде осудят, тому на суде и умереть. Аминь. По амине сам Иисус Христос печатью печатает, крестом погружает, недуга разгоняет. Рассыпся и раскатись по буйным ветрам и по чистым полям». Некоторые заговоры читали на соль или воду, которыми затем обрызгивали лицо человека, собиравшегося в лес. Учеными были даже зафиксированы заговоры, способные обездвижить змею.

Действия после укуса

Перечисленные методы далеко не всегда помогали, поэтому народом и были «разработаны» определенные действия, которые необходимо было совершить сразу после укуса. Только при выполнении этих действий, согласно поверьям, можно было нейтрализовать змеиный яд. Например, Татьяна Щепанская в своем труде «Культура дороги в русской мифоритуальной традиции XIX-XX вв.» пишет о том, что после укуса змеи следовало сразу бежать к водоему и прыгнуть в воду быстрее пресмыкающегося. Более того, на русском Севере считали, что также нужно напиться воды и обмыть рану. В этом случае, как думали северяне, яд не только не причинит никакого вреда человеку, но и сама змея непременно умрет.

В районе Петербурга бытовало поверье, что при укусе веретенника человеку для того, чтобы не погибнуть, «нужно до солнца бежать и стать на камень». Русские Водлозерья уточняли, что таким чудодейственным камнем был сланец голубоватого оттенка, «синий камень». Существовало и «правило», согласно которому в первую очередь следовало обратиться за исцелением к самой змее: «Змея Скорпея, вынь свое жало, вынь зубы, вынь свои крюки, соткни зуб с зубом, запечатай свою слинь». Примечательно, что во многих заговорах, применявшихся уже после укуса, к примеру, в Архангельской губернии, змею всегда называли почтительно: «гад гадович», «змей змеевич».

Лечение укуса

Нередко укушенный змеей человек проходил и соответствующий «курс лечения». Рану смазывали дегтем, самым распространенным средством от любых укусов и заболеваний кожи. Считалось также, что укус змеи излечивается землей, которой растирали укушенное место. Мало того, во Владимирской губернии рану натирали даже хлебом. На Руси верили в то, что от воздействия змеиного яда помогает и природный самоцвет змеевик. Пользовались при укусах змей и различными растениями. К примеру, к ране прикладывали подорожник (или, как его еще называли, придорожник) или осиновую кору. Лечили укусы и творогом, и скипидаром, и рыбьим жиром, и обычной водой.

В большинстве случаев все вышеперечисленное прикладывалось к ране или растиралось на коже исключительно в сопровождении заговоров или после них. Так, хлеб, предназначенный для лечения укусов, предварительно заговаривали. В Симбирской губернии, прикладывая к ране подорожник, приговаривали: «На море на Окияне, на острове на Буяне лежит бел горюч камень Алатырь; на том камне свито гнездо золотое, в том гнезде лежит царица Елица. Царица Елица, вынь зуб и жала из раба (имярек). Разлобь телеса, разорвись телеса. Слово мое крепко, ключ в море, якорь в бездне. Аминь, над аминем аминь».

Читайте наши статьи на Дзен

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: