Почему в старину у русских были популярны неприличные фамилии
Гордиться своей фамилией — значит уважать память своих предков. Но случается так, что у некоторых жителей России предки носили такие фамилии, что неудобно и вслух произнести. Отчего так случилось?
Шлюхины, Сракины, Мокропоповы…
Некоторые люди стесняются и вполне обычных фамилий, вроде Козлова или Петухова. И виной всему – масштабная экспансия тюремного жаргона в современный русский язык. Представители старшего поколения, например, не смутятся, услышав фамилию Трахин, ведь для них слово «трахать» означает «бить, ударять». А романтичные девушки краснеют от антропонима «Ширинкин».
С течением времени лексика каждого народа претерпевает изменения, и звучавшая в XIX веке слегка фривольно фамилия Хахалев (хахаль – это устаревшее обозначение любовника) сейчас уже почти не вызывает эротических ассоциаций. А вот русский антропоним «Факин», изначально не имевший негативных коннотаций, напротив, в последние годы стал звучать скабрезно, и не только для знатоков американской культуры.
Почти каждый год в русской речи появляются новые иносказательные обозначения полового акта и органов, расположенных ниже пояса. Отдельные фамилии, приличные с точки зрения иностранцев, кажутся нам смешными. К примеру, Ямасуко, Усрадзе, Бляхер и т.п.
Писательница Инна Кублицкая – автор книги «Имена и фамилии. Происхождение и значение» (Санкт-Петербург, 2009 г.), искренне сочувствует людям, чьи антропонимы считаются неприличными.
«Где-то в Москве живут люди по фамилии Недрищев, Педик, Манда, Сручкин, Пятижопов. Более того! Никто не заставляет женщину, выходящую замуж за человека с вполне невинной фамилией Вагин, принимать фамилию мужа. Никто не заставляет родителей по фамилии Головач называть дочь Еленой. А ведь принимают и называют, будто нарочно подставляясь под шуточки», – посетовала И.В. Кублицкая.
Впрочем, некоторые исследователи считают, что использование непристойных антропонимов уходит своими корнями в древние языческие верования. Иначе сложно объяснить сам факт существования Семихреновых, Шлюхиных, Сракиных, Мокропоповых, Сиськиных, Блудилиных, Мудаковых, Задристиных, Бздилиных, Какиных и иже с ними.
Казаки с фантазией и юмором
Для специалиста, изучающего антропонимику, большой интерес представляют фамилии казаков. Некоторые русские крестьяне, сбежавшие на Дон от крепостнических порядков или других притеснений, отказывались от своих прежних, вполне пристойных имен и брали себе прозвища, что называется, «позабористее». Заметная часть казачьих фамилий произошла от таких откровенно непотребных антропонимов.
Кандидат технических наук, доцент С.В. Корягин по-настоящему увлекся исследованиями в этой сфере. В 1998 году стараниями этого энтузиаста в московском издательстве «Русаки» начала публиковаться серия книг «Генеалогия и семейная история Донского казачества». В 2001 году вышел в свет 19 выпуск этой серии, получивший название «Дураковы и другие (Неблагозвучные фамилии)».
Работая в Российском государственном военно-историческом архиве, С.В. Корягин обнаружил казаков с фамилиями Бздунков, Дристунчиков, Дристунцов, Жопин, Жопкин, Махнажопов, Распердяев, Худосраков, Пердуновсков и т.п.
Впрочем, еще император Александр I Павлович (1777-1825 гг.) незадолго до своей кончины позаботился о подданных. В 1825 году вышел указ «О замене непристойных фамилий у нижних чинов», благодаря которому многие из оригинальных антропонимов были навсегда утрачены. Документ касался людей низшего сословия, поскольку дворяне и купцы – обладатели неприличных фамилий, к тому времени уж сменили их, воспользовавшись возможностью подать на имя государя соответствующее прошение.
Помимо непристойных антропонимов, следуя царскому указу, русские приказчики, стряпчие и писари часто заменяли на более благозвучные и такие фамилии, как Гнидины, Гнилозубовы, Дурняпины, Жуликовы и т.п.
«В 1825 г. все эти фамилии были заменены. Отмечая гуманное значение указа, заметим, что он уменьшил число фамилий, ориентированных на физические особенности основателей родов, существенно затруднив генеалогические исследования», – написал С.В. Корягин.
В советское время каждый гражданин также имел право заменить непристойный антропоним на другой, вполне допустимый.
Как они появились
По мнению большинства исследователей, неприличные фамилии возникли из прозвищ скабрезного характера, которыми односельчане могли одарить своего соседа по той или иной причине. Затем это шутливое прозвище становилось основой для неофициального, уличного обозначения целой семьи. А дальше местный священник или приходской служка вполне мог записать знакомых людей под такой фамилией, ради шутки или желая отомстить какому-либо крестьянину за причиненную в прошлом обиду.
Иногда помещик, оформляя бывшему крепостному вольную грамоту, выражал свое пренебрежительное отношение к бедняку, придумывая для него такую фамилию, которую и произносить вслух нельзя.
Русский человек мог получить антропоним с негативной контаминацией и в качестве наказания со стороны властей. Таков пример казаков Дураковых, о которых написал в своем исследовании С.В. Корягин. Дело в том, что императрица Екатерина II Алексеевна (1729-1796 гг.) после подавления восстания Емельяна Пугачева приказала всех его однофамильцев, проживавших в донской станице Зимовейской, где родился бунтовщик, переименовать в Дураковых. А сама станица с тех пор стала называться Потемкинской. Причем, под раздачу попали не только родственники Пугачева, а все носители этой фамилии.
Известный специалист в области эзотерических знаний, Павел Глоба, в своей книге «Астрология имени» (Минск, 2005 год издания) отметил, что антропоним с непристойным значением способен причинить вред человеку.
«Иногда по прихоти чиновника или писаря записывались неблагозвучные или неприличные фамилии. Такая искусственная фамилия начинала работать при передаче ее из поколения в поколение и могла оказывать негативное влияние на потомков. Неприличная придуманная фамилия ставила клеймо на весь последующий род», – написал П.П. Глоба.
По мнению астролога, фамилия имеет особое значение, поскольку она предопределяет судьбу всех поколений одной семьи. А отказ от антропонима, унаследованного от предков, символически «переписывает» жизнь человека, освобождая его как от негативных, так и от позитивных влияний.
Защита от сил зла
Доктор филологических наук Нина Парфëнова считает, что имена и прозвища с негативным значением исполняли в русском обществе роль своеобразных оберегов. Об этом исследовательница написала в своей статье «Концепт «человек» в исторической антропонимии Зауралья», которая опубликована в журнале «Вестник Сургутского государственного педагогического университета» (№ 3 за 2013 год).
Согласно древним языческим верованиям, имена-обереги охраняли своих носителей от многих проблем и жизненных неурядиц. И после принятия христианства у русских часто было два имени: одно – данное в церкви по святцам, а другое – известное лишь близким, исполняющее защитную функцию.
«Часто имена образовывались от слов с, казалось бы, некрасивым значением: Безобраз, Горе, Грязной, Досада, Дурной, Забота, Захворай, Мертвой. Их давали «от сглаза», а также, чтобы обмануть злые силы, которые якобы хотели похитить дитя. По той же причине детей называли именами, образованными от слов, обозначающих малоценные предметы: Труха, Мочало, Горшок, Ошмёток, Чурбан…», – отметила Н.Н. Парфëнова.
Причем, в народе считалось, что чем хуже имя, тем больше его охранная мощь. Следуя этой логике, получается, что унизительные антропонимы, имеющие неприличное значение, гарантируют своим носителям максимальную магическую защиту от происков нечистой силы.
То есть, фамилии, образованные от таких прозвищ, способны уберечь весь род от разных проблем и неурядиц. Этим можно объяснить, почему люди передавали своим потомкам неблагозвучные и откровенно непристойные фамилии.
Очевидно, Шлюхины и Блудилины, Худосракины и Дристуновы, Пердуновы и Бздунковы могут, вообще, не опасаться нечистой силы.
Сакральный смысл
Различные обозначения полового акта, участвующих в нем мужских и женских органов, некоторых других частей тела относятся к разряду табуированной лексики. Причем, изначальный запрет на произнесение подобных слов возник по причине их сакрального значения. Такого мнения придерживается, например, кандидат филологических наук Варвара Ромодановская – автор статьи «К вопросу о причинах табу в современном русском языке: размышления и заметки», которая вышла в «Сибирском филологическом журнале» (№ 2 за 2012 год).
Русская ненормативная лексика часто употреблялась в свадебных и сельскохозяйственных обрядах, направленных на повышение плодовитости новой семьи или рост будущего урожая. В таких случаях нецензурные слова становилась обратным эквивалентом молитвы о благополучии. Они были направлены к могущественной языческой богине Матери-Земле.
Употребление этих сакральных слов всуе, без обрядовой необходимости, сурово осуждалось русским обществом. А после принятия христианства эта лексика, вообще, была низложена до уровня непотребной брани. Но ее магическое значение осталось в народной памяти.
То есть, фамилия Семихренов – это проявление языческого фаллического культа. А род, носящий такое наименование, гарантирует себе мощную защиту от мужского бесплодия.
Получается, что Пятижоповы и Мохнапоповы никогда не будут испытывать нужды или голода, ведь человеческий зад во всех сонниках трактуется как «скорое получение выгоды», а если их пять или они мохнатые, то и прибыль возрастает многократно. Современным предпринимателям стоило бы присмотреться к таким антропонимам.
То же самое можно сказать о фамилии Сиськин. Она несет в себе отголоски преклонения древних язычников перед Матерью-Землей, ведь женская грудь выражает собой идеи щедрости и плодородия.
Эта великая сила защищает господина Сиськина от всех бед. Ну, кроме насмешек одноклассников и сослуживцев, разумеется.
Читайте наши статьи на Дзен