Клятвенное обещание
«Когда человек или в воинство избирается, или на честь какую возводится, или к какому иному делу государеву определяется, он присягает и с клятвою обещается верно и праведно Государю и обществу служить и по чистой совести поступать. Сия есть сила присяги!» Святитель Тихон Задонский
Не так давно Общественная палата предложила Минобороны, Госдуме и Администрации Президента заменить в тексте военной присяги слово «клянусь» на «обещаю». Мы решили немного окунуться в историю и выяснить, в чем клялись или что обещали русские воины..
Как традиция русской армии, ритуал принятия военной присяги уходит далеко в историю. С древнейших времен и до настоящего времени при поступлении на службу существовал обычай давать клятву верности. Еще при царе Алексее Михайловиче, воспитатель и наставник царя — Борис Иванович Морозов — составил в 1647 г. «Устав ратных, пушечных и других дел, касающихся до воинской науки». В первом русском воинском «Уставе ратных, пушечных и других дел, касающихся до воинской науки» был закреплен ритуал принятия клятвы на верность царю. Каждый воинский человек, говорилось в уставе, должен приводиться к крестному целованию — приносить присягу государю «верно служить» и «во всем послушным и покорным быть и делать по его велению».
Всякий нарушитель клятвы провозглашался не только клятвопреступником, но и вероотступником, так как, целуя крест, брал в свидетели своей верности и преданности царю Бога.
Считается, что родоначальником военной присяги, как и многих других российских военных традиций, был сын царя Алексея Михайловича — Петр Великий, который военную присягу перевёл из традиции в ранг государственного закона. В петровских воинских уставах отмечалось, что победу приносят «… добрые порядки, храбрые сердца, справное оружие», обращалось внимание на выработку таких качеств, как смелость, неустрашимость, мужество.
Присяга, утверждённая Петром I, лично участвовавшим в подготовке ее текста, вобрала в себя опыт предыдущих поколений: торжественная клятва включала триединое наполнение — Родина, Государь, Вера православная. Текст присяги был изложен в «Артикуле воинском», опубликованном 26 апреля 1715 г.
В разделе «О присяге, каким образом присягу или обещание чинить, от генералов и до фендриха» описывается порядок приведения к присяге. Сам ритуал клятвенного обещания на службу Отечеству выглядел ярким, проникновенным действием. В соответствии с Артикулом воинским присяга должна была приноситься штаб, обер и унтер-офицерами, а также солдатами «…при полку или роте, при распущенном знамени», а «…генералитету в воинской консилии». Присягающий обязан был, произнося текст присяги, «положить левую руку на Евангелие, а правую руку поднять вверх с простертыми двумя большими персты». Если было много молодых солдат, то они поднимали только руку перед лежащим Евангелием и повторяли текст присяги вслед за читающим, после чего целовали Евангелие. Воины клялись
«…служить верно и послушно… все исполнять исправно. От роты и знамя никогда не отлучатца, но за оным, пока жив, непременно, добровольно, и верно так, как мне приятна честь моя и живот мой, следовать буду. И во всем так поступать, как честному, послушному, храброму и неторопливому солдату надлежит» .
Важно заметить, что немаловажным из побудительных мотивов быть верным присяге был страх отлучения от церкви.
Ритуал приведения к присяге «на верность службе» соблюдался неукоснительно на протяжении всего XVIII столетия. В архивных документах периода правления императрицы Анны Иоанновны, довольно часто встречаются дела с наименованием «Присяги разных чинов», в которых можно найти различные варианты текстов присяги, принимаемой при вступлении на Российскую службу. Причем некоторые из них имеют заглавие «Клятвенное обещание». Со вступлением на престол Елизаветы, через девять дней по воцарении, именно 3 декабря 1741 г., Елизавета приказала все дела периода от смерти императрицы Анны до 25 ноября 1742 года считать производившимися в «правление бывшаго герцога курляндскаго и принцессы Анны брауншвейгской».
31 декабря 1741 г. 18 октября 1742 г. во всем государстве собирались присяжные листы Иоанну III и сжигались: в Петербурге — на Васильевском острове, а в Москве — на Ивановской площади.
В 1743 г. императрица Елизавета Петровна собственноручно утвердила текст «Присяги на верность службы» следующего содержания: «Аз нижеименованный обещаюсь и клянуся Всемогущим Богом пред Святым Его Евангелием, что хощу и должен моей природной и истинной Всепресветлейшей, Державнейшей, Великой Государыне, Императрице Елисавете Петровне, Самодержице Всероссийской». Помимо присяги на верность службе, во времена Елизаветы Петровны существовала практика присягать определенному роду войск.
Читайте наши статьи на Дзен