«О дивный удобный мир»
Удобства, удобства. Больше удобства! Больше «юзабилити». В городе должно быть больше велодорожек, кредитки обязаны принимать повсеместно, пульт должен быть универсальным, окна – звукоизолирующими, продавцы — вежливыми, медицина – бесплатной, автомобили безопасными. Не забудьте, пожалуйста, о сезонных «сэйлах» в магазинах, «групоновских» купонах и накопленных авиамилях…
Это базовые принципы, требования к миру, так называемого креативного класса. Или, выражаясь языком маркетинга, их спрос с этого мира. Над удовлетворением спроса, трудятся в поте лица компании-производители, маркетинговые агентства, «силиконовые долины», а власти предержащие не успевают поднимать верхние планки госдолга. Потомучто знают, что от удовлетворенности среднего класса зависит их власть, их статус элиты, их маленькие слабости и большие свинства. Если средний класс будет доволен, если он будет снабжен повсеместным Wi Fi, сенсорным экраном, удобным интерфейсом («и чтобы все в белом корпусе!»), накормлен экологически чистой едой, защищен полицией от уличного произвола шантрапы, то он понимающе отвернет голову от давления на Сирию, от экологического армагеддона, организованного международными корпорациями, миллиардной коррупции и прочих «маленьких пунктиков», характерных природе власть имущих.
За несколько столетий средний класс претерпел существенную эволюцию. Сначала был плебс (с потребностью в хлебе и зрелищах), затем появилось «добропорядочное» бюргерство, буржуазия, мещанство. Уже в XX-ом веке «креаклы» мутировали в потребителей («кастомеров, консьюмеров») и, наконец, предстали «юзерами», или «креативным классом».
С каждым эволюционной стадией образ этого сословия становился все более размытым и абстрактным. В начале властям не было особого дела до среднего сословия («живут себе и живут»), пока «середняки» во время Реформации и череды буржуазных революций не стали слишком активными. Бюргерские религиозные бунты, порой заквашенные на самых причудливых ересях, охватили Европу в XVI-XVII-ых веках, выдвинув неожиданные притязания на построение Царства Небесного на Земле. В течение нескольких десятилетий высшая аристократия Европы пыталась максимально снизить у буржуа интерес к «кустарному богоискательству», что в конце концов в 1789 году обернулось для нее безбожным «Свободой, равенством и братством» и гильотиной.
Куда лучше «мытарствам» второго сословия противостояли элиты, представляющие страны англо-саксонской традиции. Используя врожденный потребительский инстинкт среднего класса со стремлением жить в парадизе уже в этой жизни, а также комплекс неполноценности по отношении к наследственной аристократии, англо-саксонские государства сформировали эффективные модели взаимоотношения элиты и среднего сословия. Конституционная монархия, республика, избирательные права, декларации равных возможностей и разного рода свобод, продуктовое изобилие смогли сделать средний класс аполитичным и арелигиозным. Но главное — власть имущие сумели превратить средний класс в подушку безопасности между своим произволом и правдоискателями.
Сегодня это сословие-паразит, которому не до кого нет никакого дела. «Креаклы» пришли в этот мир не решать глобальные задачи (это они делегирует политикам), а хорошо провести время. Весело прожечь молодость, с комфортом провести зрелый возраст и счастливо встретить старость.
«Меня бесит, когда меня «френдят» незнакомые люди», «меня раздражают скатерти в этом ресторане», «почему здесь интернет все время виснет?», «когда, наконец, в этом кафе установят нормальные кондиционеры?!», — актуальная повестка бытия среднестатистического «креакла» идет в альтернативном фарватере глобальных исторических процессов.
Фактически средний класс живет в своем альтернативном континууме. На карантине, устроенным власть предержащими, с непременным рационом обезболивающих (в виде потребительских возможностей). «Креаклы», по сути, не видят мир в его онтологической правдивости, как видят его злодеи из властей и «униженные и оскорбленные», смиренно несущие свой крест. Мир, в котором не может быть потребительского парадиза, универсальных бизнес-моделей, с помощью которых можно было бы справедливо распределять материальные блага. Здесь в принципе нет места для справедливости. В противном случае Христос пришел бы сюда не как Спаситель, проповедующий о Царствие Небесном, альтернативе этому миру, а как эффективный менеджер с универсальным бизнес-планом.
Классический «креакл» приходят в этот мир как турист. Но проблема его в том, что он ориентируется на рекламные проспекты потемкинских деревень нечистоплотного «туроператора». «Туроператору», правда, тоже не позавидуешь. Ему приходится содержать эту потемкинскую деревню, это гигантское виртуальное светопреставление. Светопреставление жрёт огромное количество энергии – приходится, как США, залезать в фантастические долги. Black out (дефолт) – вопрос времени. Элиты окажутся наедине с голодной, недовольной толпой, которая в приступе потребительской ломки снесет весь миропорядок к чертовой бабушке. Ну а что будет после? А после усталая толпа оглядится вокруг и поймет, что мир – это далеко не рекламный проспект. И поплетется в храм. Если, конечно, до этого его не разрушит.
Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам. (Мф.6:31-33)
Алексей Плешанов
Читайте наши статьи на Дзен