Жизнь купеческая
В Государственном Историческом Музее открылась выставка « Купеческий портрет XVIII-начала XX века (Живопись. Дагерротипия. Фотография). Впервые «торговое» сословие представлено так полно. Зритель знакомится с десятками поколений купцов, богатых и средней руки, прославившихся в родном городе или на всю страну. А мы вспоминаем самых колоритных из них.
Выставка уникальна не только тем, что объединяет в одном пространстве памятники живописи и светописи, но дает возможность увидеть предметы быта, одежды и даже женские украшения.
Портреты знатных купчих рассказывают нам и об истории костюма тверской, архангельской, новгородской губерний. Но главное, — это живое обаяние старины. Перед зрителем предстоит целая галерея не просто застывших образов, а «живых» купцов со своей историей взлетов и падений и, конечно же, со своими сумасбродствами.
Мы решили найти 5 самых неординарных купцов.
Александр Степанович Баташев
Самоварный фабрикант, купец 2-й гильдии, кавалер Ордена св. Анны и св. Станислава, селекционер, благотворитель, который большую часть своего свободного времени уделял птицеводству.
Еще ребенком он любил кормить комнатных певчих птиц. В 5 лет ему подарили голубя. Потом появились куры, гуси, утки. Бывало, что деньги, выданные отцом на завтрак в школе, Александр тратил на покупку пернатого питомца или на птичий корм. В 9 лет, закончив только церковно-приходскую школу, он по приказу отца пошел работать на фабрику, но увлечения птицами не оставил.
Баташев много читал о разведении пернатых и, встав на ноги, немало средств тратил на них. В 1881 году Александр Баташев устроил на даче выставку птиц, где можно было видеть самые разнообразные породы птиц – как отечественных, так и заграничных. Сбор за вход на выставку поступил на устройство отдельного приюта для малолетних правонарушителей. Впоследствии и сама усадьба была пожертвована Баташевым на помещение для приюта.
В 1882 году Баташев принимал участие во Всероссийской промышленно-художественной выставке в Москве как самоварный фабрикант. Он же устроил там отдел птицеводства.
Император Александр III обратил внимание на птиц Баташева, и по специальному приглашению Александр Баташев представил своих питомцев в Гатчинском императорском дворце.
За «неутомимые труды по улучшению и развитию птицеводства» Александр Степанович получил несколько ценных подарков – бриллиантовых и сапфировых перстней от членов августейшей фамилии. Развивать птицеводство и распространять его в России стало для Александра Степановича в те годы навязчивой идеей. Он занялся разведением редких пород птиц и селекцией, состоял в переписке с лучшими зоологами России.
Настоящей гордостью птицевода-самоварщика стала выведенная им самим «баташевская курочка». Птичка не боялась ни снега, ни дождя, ела все подряд и была устойчива к болезням, за что получила золотую медаль Российского общества акклиматизации животных.
Вторым делом жизни Баташева стала благотворительность. На его деньги были построены дом трудолюбия, приют для малолетних преступников, лечебница для лишенных зрения, часовня на Всесвятском кладбище.
Купец выделил большой капитал на пособия служителям пожарной команды, получившим увечья при несении тяжелой службы. А перед смертью Александр Степанович отписал большие деньги на строительство часовни для нищих и бездомных.
Максим Михайлович Плешанов
Ростовский 3-й гильдии купец, почетный гражданин, владелец свечно-сального завода. Вошедший в историю Ростова как храмоздатель и жертвователь на общественные нужды. Правда, благие дела его сыграли с ним недобрую шутку.
Максим Михайлович вел своеобразное состязание в щедрости на благоукрашение церкви Покрова Богородицы в Ростове Великом с другим прихожанином – Андреем Абрамовичем Титовым.
«Великолепный новый резной иконостас с прекрасными живописными образами был устроен и вызолочен Титовым. На это вознегодовал и позавидовал Плешанов, почему на новые высокой работы иконы, сделанные по заказу Титова – чтобы скрыть их достоинство – Плешанов сделал серебряные позлащенные ризы. На это в свою очередь вознегодовал Титов и в отмщение за это приказал устроить подобные первому два иконостаса в теплой церкви, с серебряными позлащенными ризами. Весь храм заблистал от позлащенных работ в иконостасах Титова. При этом на левый иконостас бросал тень и несколько его заслонял стоявший перед иконостасом старинный крест большого размера.
Этот крест, как стоявший не у места, Титов приказал вынести в ризницу. Плешанов воспротивился – и вот тут-то у Плешанова с Титовым разгорелась крестоборческая война. Мирить их ссору по поводу креста нарочно приезжал из Ярославля архиепископ Авраам, но старания пастыря были малоуспешны…
Раз Титов заказал колокол в 200 пудов, Плешанов тотчас же заказал Оловянишникову в 300 пудов, и оба заявили желание повесить одновременно на колокольне Покровского храма. Владыко, опасаясь, что если исполнить желание жертвователей, то колокола уронят небольшую колокольню, не позволил ни тому, ни другому отливать колокола.
По смерти Титова, крест твердо встал на свое место, и Плешановский колокол, отлитый у Оловянишникова, висит теперь на Покровской колокольне, призывая православных помолиться за упокоение враждующих христиан-жертвователей.
Николай Федорович Мясников
Купец 1-й гильдии красноярского купечества, золотопромышленник (26 приисков).
В Красноярске ему принадлежал великолепный каменный двухэтажный особняк, построенный по проекту архитектора А.А.Фальбаума на главной улице города – Воскресенской. Известно, что посетителей поражала обстановка дома: паркетные полы, двери из орехового и красного дерева, покрытая штофом и бархатом мебель, огромные, во всю высоту стен, зеркала, мраморные плевательницы с золотым ободком. Все это обошлось владельцу в 15000 рублей.
Правда, не намного меньшую сумму (10000 рублей) Николай Федорович пожертвовал для устройства в городе Иркутске Девичьего Института. И выделял средства на содержание стипендиаток.
С именем Николая Федоровича связан целый ряд колоритных местных преданий.
Например, будто по воскресеньям он ходил в Воскресенский собор по мосткам, устланным красным сукном, свои визитные карточки делал из чистого золота, и стоили они 5 рублей, а жене енисейского губернатора В.К.Падалки, известного своей неподкупностью, сумел подарить огромные лапти из чистого золота.
В начале 1850-х годов Николай Федорович Мясников разорился и был сослан на каторгу за подделку векселя. Сведений о его детях и вдове обнаружить не удалось. В его доме в Красноярске на бывшей Воскресенской улице разместилась 1-ая городская клиническая больница.
Терентий Иванович Волосков
Ржевский 3- й гильдии купец, потомственный часовщик, изобретатель.
«Ржевский механик, богослов и химик», — так назвал купца автор его первой биографии Ф.Н.Глинка. Терентий Иванович создал множество сложных систем часов-автоматов. Мастеру-самоучке принадлежит приоритет изобретения астрономических часов, которые показывали не только минуты и часы, но и дни, различные праздники, фазы Луны, движение Солнца.
Современник Волоскова поэтически превознес эти часы, как совершенное «подражание природе». А самого купца назвал чудодеем из Ржева.
Вторым «чудесным» вкладом в историю и искусство стало производство красок. Волосков организовал выделку и продажу красок (кармина, бакана, белил), заслуживших высокую оценку петербургской Академии художеств. Производство красок было успешно продолжено и после смерти его внучатым племянником А.П.Волосковым. «Волосковские краски» в XIX веке не раз удостаивались наград в России и за рубежом ( 1851 год – медаль на Всемирной выставке в Лондоне) и применялись для печатания государственных денежных знаков.
Алексей Иванович Абрикосов
Российский предприниматель, фабрикант, основавший во второй половине XIX века кондитерскую фабрику «Товарищество А.И.Абрикосова Сыновей», владел кондитерскими и чайными магазинами в Москве. Председатель совета учетного банка. В последние годы жизни получил даже чин действительного статского советника, дававший право потомственного дворянства. Отец 22 детей.
Внук основателя династии, кондитера Степана Николаева, приехавшего в Москву из Пензенской губернии на заработки в возрасте 64 лет; его потомки приняли фамилию Абрикосовы.
Алексей Абрикосов первым в России выпустил в продажу товар, который сегодня называют «киндер-сюрпризом». В коробки с конфетами он придумал вкладывать открытки, картинки, бумажные игрушки, мозаики.
И, наконец, именно ему мы обязаны появлением неизменных новогодних подарков для детворы — обернутых в фольгу шоколадных зайцев и Дедов Морозов.
Однако несмотря на заработки и респектабельность, острый ум и достижения, Алексея Ивановича и его сыновей называли Носорогами носороговичами – «за манеру поведения и грубость нравов» (И.В.Цветаев).
Пожалуй, наибольшую популярность приобрела история с написанием портрета купца В.А.Серовым.
Художник так писал Абрикосову: «…Если Вы будете иметь дело с нашим братом живописцем, то советую Вам поступать так, как принято в «хороших домах». Во время обеда некоторые господа сажают художника к себе за стол, а некоторые, которые попроще, отсылают его на кухню к прислуге, а голодного не отпускают». Правда, письмо так и не было отправлено…
В 1904 году в возрасте 80 лет Алексей Иванович Абрикосов скончался. И уже год спустя его фабрика в Сокольниках стала одним из очагов восстания.
Анастасия Некрасова
Читайте наши статьи на Дзен