Элмарз Хаутиев: сколько лет прожил последний языческий жрец Ингушетии
Элмарза (Эльмурза) Хаутиева ингуши помнят как жреца (цува), который многие годы возносил молитвы богам древности. В 117 возрасте жрец принял ислам, тем самым завершив историю ингушского язычества.
Традиционная религия ингушей
Нынешняя горячая приверженность ингушских народов мусульманской вере во многом объясняется тем, что многие ингуши – неофиты. Среди них ислам распространился по историческим меркам совсем недавно – в начале XIX века. Но ещё на протяжении десятилетий язычники продолжали справлять свои обряды бок о бок с правоверными последователями пророка Мухаммеда.
Древние ингуши верили в верховного бога Дял, сотворившего мир, а также в других богов. «Старшие» из них «отвечали» за силы природы, например, Села, бог огня, грома и молнии, или Тушоли, богиня плодородия и обновляющейся природы. «Младшие» же боги покровительствовали отдельным ингушским тейпам. Считалось, что таким богом может стать даже обычный человек, убитый молнией. Цувы у ингушей не только приносили жертвы, но и занимались гаданиями, толковали сновидения. Жрецом мог стать только внешне привлекательный сильный мужчина не младше 40 лет, с образцовой репутацией. Одним из таких был Элмарз Хаутиев. Чем он занимался в молодости, неизвестно, но с 1790-х годов жрец начал проводить языческие ритуалы в Шоанском ущелье. Хаутиев пользовался огромным авторитетом среди местных жителей. Помимо совершения обрядов, он был судьёй и отличался умом и проницательностью. Порой Хаутиев безошибочно предсказывал исходы стычек между горскими племенами. Возможно, в этом ему помогало знание военного дела и текущего расклада сил, но ингуши считали, что жрецу открывают будущее высшие силы.
Переход в ислам
Элмарз Хаутиев не был закоренелым фанатиком язычества. Среди его друзей были христиане – проживавшие по другую сторону горного хребта — грузины-хевсуры, впрочем, сохранявшие в быту и языческие представления. Пристально присматривался Хаутиев к исламу, который исповедовало всё больше и больше его соотечественников.
В конце концов Хаутиев остался в одиночестве – он был последним практикующим язычником не только в своём селе, но и во всей Ингушетии. Старик повторял, что умрёт жрецом. Но в 1873 году он переменил своё мнение. Как указано в энциклопедическом словаре «Ислам на территории бывшей Российской империи», Хаутиев замуровал в стене капища белый флаг – земной символ бога Дял. Помолившись в последний раз языческим богам, цув ушёл в горную пещеру, где постился 40 дней. Вернувшись, Хаутиев объявил жителям Шоана, что стал мусульманином. Вероятно, каким-то образом ему удалось примирить в своей душе старую и новую веру. В древности арабы восприняли идею, что их божества – это разные имена единого Аллаха. Аналогичным образом поступали и многие язычники на Кавказе. И всё же ингуши поговаривали, что в Хевсуретии Хаутиев по-прежнему исполняет старые обряды.
У бывшего жреца возникла необходимость укрепиться в исламе, а заодно убедить в своей правоверности односельчан. Несмотря на преклонный возраст, аксакал совершил паломничество в Мекку, когда ему было 139 лет. После этого его стали уважительно называть Элмарз-Хаджи Хаутиев. Долгожитель скончался уже при советской власти, в 1923 году. Хотя Хаутиев был одним из самых старых людей на Земле, его имя не внесено в Книгу рекордов Гиннеса. Кавказца относят к неверифицированным долгожителям – он жил в те времена, когда документов в его местности попросту ни у кого не было.
Читайте наши статьи на Дзен