Когда русским женщинам нельзя было произносить ни одного женского имени
Имя играло в жизни наших предков одну из центральных ролей. Оно оказывало магическое воздействие еще до появления ребенка на свет и уже после смерти человека. Именно с подобным воздействием и было связано поверье о том, что женщинам нельзя было в определенный период произносить женские имена.
Имя и правила-запреты
Среди русских бытовал целый ряд запретов, связанных с именами. Так, новорожденного запрещено было называть именем живого родственника: согласно поверьям, сила младшего как бы вытесняла старшего из мира живых, и тот вскоре умирал. До крестин нельзя было раскрывать имя ребенка. Чаще всего в этот период младенцу давали временное имя. Более того, кроме официального имени наши предки давали детям вторые, тайные имена, которые выполняли функцию оберега. Надо ли говорить, что разглашать тайное имя тоже было не принято.
Даже после смерти человека его имя продолжало влиять на жизнь его родственников и близких. К примеру, во время и после похорон на Руси запрещалось произносить вслух имя покойного. Считалось, что это может привлечь умершего, который непременно заберет с собой кого-нибудь еще. Неудивительно, что на некоторое время тезок усопшего переименовывали для того, чтобы лишний раз не называть запретное имя. Однако, стоит отметить, что именами ушедших из жизни родственников (в особенности бабушек и дедушек, судьба которых казалась нашим предкам удачной) нередко нарекали новорожденных. Между тем, имен братьев или сестер, умерших во младенчестве, избегали для того, чтобы другие дети не повторили их участь.
«Именные» обряды
Именно верой русских в магическую силу имени и обусловлено возникновение такого количества различных поверий, обрядов и ритуалов, связанных с именами. К примеру, как утверждает автор издания «Традиционный жизненный цикл русских Водлозерья» Константин Логинов, русские Водлозерья не желали давать детям имена в честь святых, день поминовения которых уже прошел. Считалось, что в подобной ситуации святой или святая попросту не смогут защитить ребенка. Кстати, в различных защитных заговорах тоже использовалось имя человека, которому требовалась помощь. Так, в пастушьем заговоре были такие слова: «… закрой и защити, Господи, раба Божия (имя рек), пастуха, и мое счетное стадо коровье…».
Распространенным на Руси был и обряд перемены имени. Обычно имя меняли человеку, который страдал каким-либо заболеванием. Наши предки верили в то, что перемена имени может спасти больного. Тем самым якобы будет обманут ангел смерти, который позовет умирающего именем, данным при рождении. К слову, в дохристианские времена да и позже русские вообще не давали имена детям до их появления на свет. Злые силы могли услышать имя и с помощью него причинить плоду вред. Обряд имянаречения происходил у славян только в тот момент, когда родившийся ребенок уже начинал осознавать сам себя. Дело в том, что имя должно было отражать внешние и внутренние качества маленького человека, переводить его в мир Яви, мир людей.
Мужское и женское
Таким образом, можно сказать, что имя имело немаловажное значение даже в жизни ребенка. Мало того, имя, по мнению русских, могло повлиять на пол будущего ребенка. Так, в издании «Православные священники — собиратели русского фольклора: Е. А. Фаворский, А. Н. Соболев, П. А. Флоренский» (автор-составитель В. Г. Смолицкий) упоминается о том, что, согласно крестьянским поверьям, женщина, мечтавшая о рождении сына, в продолжение 9 дней с момента первого движения младенца не должна была произносить ни одного женского имени. По вечерам она должна была также ходить на задворки и умываться холодной водой, читая заговор. Считалось, что все это способствует появлению на свет мальчика.
Видимо, бытовало мнение, что если беременная женщина будет произносить женские имена, то плод решит, что он относится к женской половине этого мира. Возникновение подобных поверий было обусловлено верой русских в разделении мира и всего его «содержимого» на мужское и женское. Недаром для того, чтобы зачать мальчика, супруги клали под кровать инструменты, которыми пользовались для выполнения мужских обязанностей по хозяйству (топор, пилу, соху). Мясо тоже относили к «мужским» продуктам, поэтому именно его знахарки советовали употреблять женщинам, надеявшимся на рождение сына. Для рождения дочки, соответственно, брали женские предметы (прялки, нитки) и употребляли «женские» продукты (яйца, молоко).
Читайте наши статьи на Дзен